Окончание.
Начало: Сапфо. Десятая муза. Часть 1
Фиас Сапфо. Теории
Загадочное сообщество, центром которого была Сапфо, принято называть фиасом. Однако используя этот термин, каждый автор понимает его по-своему. Иногда имеется ввиду просто культурное объединение; в других случаях исследователи приписывают ему некую социальную роль, но лишают религиозности.
В настоящее время существует множество противоречащих друг другу или, если взглянуть на них по-другому, дополняющих друг друга теорий. Согласовав их между собой, мы, вероятно, сможем понять истинную природу фиаса Сапфо.
Поэтесса Сапфо. Античный бюст из Смирны (Измир). Стамбул, Археологический музей
Такие авторы, как Джентили[13](1966), придерживаются гипотезы, согласно которой Сапфо была верховной жрицей небольшой группы женщин, живших уединенно и поклонявшихся Афродите. Конечно, Сапфо была религиозна, ведь такова была повседневная жизнь того времени. В Греции 7 в. до н. э. не было такого разделения между религиозным и светским, как в наше время, поэтому деятельность сообщества Сапфо могла быть самой разнообразной.
Другой автор, Марру[14], утверждает, что они изучали «мусическое искусство» (musiké). В древности под «мусическим искусством» понимали целостное и разностороннее воспитание, которое включало в себя не только музыку, но и литературу и науку того времени. Члены сообщества вместе жили и обучались в школе, которая представляла собой религиозное братство — фиас, посвященное богам-покровителям искусств.
Эрато — муза любовной поэзии. Римская копия II в. с греческого оригинала. Найдена в 1774 г. в Тиволи, вилла Кассия. Ватикан, Музей Пия Климента
Представление о Сапфо как о наставнице вполне правдоподобно. Должно быть, современники видели в поэтессе с Лесбоса хранительницу неких особых знаний; об этом же упоминает Платон в диалоге «Федр». Однако другие авторы считают, что обучением она не занималась.
Меркельбах[15] указывает, что слово «фиас» в древности никогда не связывалось с именем поэтессы, и предлагает называть окружение Сапфо просто «кругом», то есть объединением, состоящим из небольшой группы женщин, аналогично мужским союзам ― гетериям (heterías – объединение воинов, поддерживавших друг друга как в бою, так и в жизни). Как бы то ни было, вокруг Сапфо существовала группа женщин, смысл которой состоял в обучении, основанном на поклонении богиням, что не кажется нам странным, поскольку, как мы уже упоминали, в греческом мире религиозность являлась частью повседневной жизни.
Фиас Сапфо как философская школа
Как было сказано выше, природа этого сообщества до конца неизвестна. Однако если всё же попробовать назвать его, то первое определение даёт нам сама Сапфо, говоря о своём фиасе как о «доме служительниц муз»:
Да молчит в домуСлужительниц Музы плач!Петь надгробный гимн,Подруги, неуместно нам.
Тогда мы можем сказать, что это было своего рода женское братство, посвящённое Музам, Грациям и Афродите, подобно Академии Платона, которая находилась под покровительством Муз, Афины и Эроса.
Воспитанницы Сапфо занимались музыкой, поэзией, танцем. Изучение этих дисциплин призвано было сделать девушек более утончёнными, помочь им стать гармонично развитыми людьми. Поэтесса создала собственную педагогическую систему, которая соответствовала роли женщины в обществе. В обучение использовались новые для того времени формы поэзии, музыки и танца. Большое значение уделялось также созданию красивого и гармоничного пространства.
Отличие новой поэзии Сапфо в том, что строфы обрядовых песнопений произносились не только в установленном ритме[16], но и в определённой тональности, чтобы передать состояние души. Изобретённый ею эолийский лад особенно подходил для песенного исполнения. Вполне возможно, что именно эта поэтическая техника Сапфо давала возможность достичь своего рода катарсиса (то есть очищения), возвышения души.
У Плутарха читаем: «…сколько приятности в песнях Сапфо, чарующих и услаждающих слушателей...»[17]
Вслед за Плутархом мы можем предположить, что своим творчеством Сапфо хотела не только доставить удовольствие подругам, но и с помощью тельхина[18], очарования, исходящего из магии её личности, привести их к особому состоянию души. Таким способом Сапфо передаёт своим ученицам универсальные ценности красоты, Эроса (любви), природы и жизни.
Сапфо также создаёт новую музыку, которая сопровождает и усиливает её поэзию. Зная, что определённого рода музыка рождает то, что греки называли матесис (гр. Μάθησις), то есть «наука или обучение», и катарсис — «очищение», она создала так называемый миксолидийский лад[19] — новый подбор созвучий для окраски музыкальной темы.
Женщина, играющая на барбитоне. Краснофигурная амфора. 460-450 до н.э.
Для исполнения использовались такие инструменты как пектис[20] (вид арфы с высоким регистром) и барбитос (вытянутая лира с длинными струнами и низким звучанием).
Логично предположить, что если Сапфо создала новую поэзию и новую музыкальную систему, она также создала и новый танец. Она не отказывалась и от традиционных танцев, но, скорее всего, создавала собственные, адаптированные к религиозным целям фиаса. Самый известный, о котором упоминает сама Сапфо, — «танец кариатид», в котором группа девушек чествовала Артемиду.
Сапфо придаёт большое значение созданию красивой и гармоничной атмосферы, в которой природа, цветы, прекрасные одежды и просто всё прекрасное служит достижению поставленных поэтессой педагогических целей. Сапфо считала, что душа пробуждается при созерцании красоты – прежде всего телесной, а впоследствии внутренней, духовной. В сапфической поэзии часто упоминаются украшения, одеяния, утончённые манеры — всё это отражает безупречный вкус, которым отличались девушки из её фиаса.
Есть и другие детали, которые постоянно появляются в сапфической лирике. Девушки умело пользовались ароматами, находили в течение дня время для самых разных занятий. Как и у пифагорейцев, у них было время и для практических занятий, и для ритуалов. Большую роль играли символы. Например, они принимали определённые позы, использовали определённый крой и цвета в одежде, украшениях и т. д. В то же время, подобные элементы всегда были свойственны любой философской школе в любую эпоху.
Философ Максим Тирский, вероятно имевший доступ ко всем сочинениям Сапфо сразу после смерти поэтессы, сравнивает её воспитание любовью с методом Сократа. Её подход объединял в себе любовь, поэзию и духовный импульс.
Этот автор также внёс важный вклад в изучение сообщества Сапфо. Он утверждал, что подобно Платону она искала познания божественного через различные проявления красоты и, очищая их от всякой материальности, открывала первозданную, божественную суть вещей. Получается, что сапфическая и платоническая школы были очень похожи в своих подходах и учениях. Эрос у Сапфо, как и у Платона, служит обучению, ведущему к почитанию аретé, добродетели. Только достигая добродетели, женщина может служить Музам, а в этом и заключается формирование личности.
Фиас как религиозный центр
Максим Тирский приводит фрагмент, в котором Сапфо называет себя «служанкой Афродиты». Свидетельствует ли это о том, что она была жрицей этой богини? В её стихах действительно часто упоминаются религиозные обряды. Возможно, фиас Сапфо был связан с поклонением богине, и церемонии были кульминационными моментами в жизни сообщества. Любовь же в этом случае возвышается до религиозной и церемониальной сферы, где чувства передаются уже не только через психику, но и через ритуал.
Афродита на лебеде. Белофонный килик из Камироса. Ок.470-460 до н.э.
Известно, что одним из основных элементов фиаса были хоры в честь богини, в которые объединялись девушки одного возраста, сопровождая пение играми и танцами. В этих танцах воспитанницы Сапфо как бы уподоблялись богу или богине.
Фиас как инициатическая школа
Безусловно, при изучении и анализе фиаса эта грань самая сложная и загадочная.
До сих пор мы видели Сапфо как наставницу и жрицу, но, возможно, её самая сокровенная роль (и поэтому самая настоящая) — это посвящённая и посвящающая других.
Хотя для многих исследователей фиас Сапфо — не более чем литературный центр или школа с определённым религиозным уклоном, в стихах поэтессы присутствуют элементы, свойственные для некоторых типов посвящения, широко известных в древности. Мы имеем в виду уже упоминавшееся состояние катарсиса, мистический экстаз или «эпифанию-теофанию» и теопневстию (способность слышать устные наставления божества).
Под теофанией (или эпифанией, богоявлением) понимали реальное видение божества, которое, согласно древним традициям, могли иметь только посвящённые. Максим Тирский утверждает, что Сапфо часто «беседовала напрямую» с Афродитой и в некоторых случаях с богиней Герой.
Ярким примером могут служить такие фрагменты, как знаменитая Ода к Афродите, — возможно, самое известное из произведений Сапфо:
Пестрым троном славная Афродита,
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!
Я молю тебя, — не круши мне горем
Сердца, благая!
Но приди ко мне, как и раньше часто
Откликалась ты на мой зов далёкий
И, дворец покинув отца, всходила
На колесницу
Золотую. Мчала тебя от неба
Над землёй воробушков милых стая;
Трепетали быстрые крылья птичек
В далях эфира.
И, представ с улыбкой на вечном лике,
Ты меня, блаженная, вопрошала, —
В чём моя печаль, и зачем богиню
Я призываю,
И чего хочу для души смятенной.
«В ком должна Пейто, укажи, любовью
Дух к тебе зажечь? Пренебрёг тобою
Кто, моя Псапфа?
Прочь бежит? — Начнёт за тобой гоняться.
Не берёт даров? — Поспешит с дарами.
Нет любви к тебе? — И любовью вспыхнет,
Хочет — не хочет».
О, приди ж ко мне и теперь! От горькой
Скорби дух избавь и, чего так страстно
Я хочу, сверши и союзницей верной
Будь мне, богиня!
Женщина, совершающая возлияние у алтаря. Краснофигурная ваза. 480 — 460 до н.э.
Современные критики задаются вопросом, являются ли сапфические теофании (богоявления) исключительно художественным вымыслом или, всё же, реальными воспоминаниями о личных переживаниях, изложенными в поэтической форме. Большинство поддерживает первую версию; однако, если мы не считаем таких философов, как Платон или Плутарх, наивными, безумными или суеверными людьми, нас следует признать вторую. Так Платон в своём диалоге «Федр» говорит о способности посвящённых видеть духовные сущности и даже созерцать богов, а значительно позднее Плотин подтверждает истинность божественных видений. Такие видения были не следствием причудливых фантазий, а результатом строгого и последовательного обучения, раскрывающего внутренние способности человека через ряд инициаций, к которым допускались только самые достойные.
Что касается теопневстии, — это откровение, божественное вдохновение или, точнее, таинственная способность слышать учение бога. Подобное общение с высшими силами обычно происходит во сне, и, возможно, Сапфо использовала специальные ароматы, чтобы достичь определённого состояния. О подобных ароматических средствах поэтесса рассказывает в своих стихах. Очевидно, что они обладали свойством, которое позволяло человеку войти в некое состояние экстаза, в котором душа отделялась от тела, и в то же время оставаться в сознании, так что по окончании сна можно было вспомнить всё, что прожито и познано.
Точно так же, как мы видим сны, у Сапфо были видения, воспринимаемые как реальность, которые она с готовностью описывает, желая максимально точно передать увиденное.
Наконец, остаётся проанализировать феномен «мистического экстаза», который вместе с теофанией является наиболее спорным аспектом сапфической поэтики. То, что современные ученые обычно трактуют как вспышки ревности или страсти, Плутарх называет «божественной поэзией» или «сверхъестественным смятением души», «экстазом» и т.п.
О том, что Сапфо была посвящённой, на наш взгляд, также свидетельствует Платон в диалоге «Федр». Тех, кто видел божественные сущности вблизи, он называет «одержимыми любовью». Сапфо описывает те же состояния, которые свойственны посвящённым при встрече с чем-то, что напоминает им о созерцании божественных сущностей, пережитом душой когда-то в прошлом.
Есть и другие свидетельства, которые наводят на мысль, что сапфические стихи о любви также могут иметь мистическое значение. Например, мало кому известно, что первая жрица и сивилла (прорицательница) храма Аполлона в Дельфах по имени Фемонóя, чьи пророчества были очень знамениты, также первая записала и прочитала вслух сапфические строки. Использование стихов Сапфо с самого начала существования Дельфийского оракула весьма ясно указывает на их мистический и пророческий характер.
Конечно, эта статья не может дать полное представление о Сапфо. Скорее, в ней мы соединили точки зрения разных исследователей на её жизнь и творчество. Больше или меньше, но каждая из них помогает нам ближе узнать эту необыкновенную женщину, которая, мы уверены, будет заново открыта историей и своим светом вновь озарит человечество.
Нам хотелось бы, чтобы те слова, которые однажды произнесла сама поэтесса, стали пророческими:
Вспомнит со временемКто-нибудь, верь, и нас.
Перевели с испанского Мария Бурла, Наталья Налепина, Ани Саргсян.
Примечания
[13] Gentili, Bruno. “La Veneranda Saffo.” Quaderni Urbinati Di Cultura Classica, no. 2, 1966, pp. 37–62
[14] Marrou, H.-I. 1965. Histoire de l'éducation dans l'antiquité, Sixth Edition, Paris.
[15] Merkelbach R. Sappho und ihre Kreis // Philologus. 1957. Vol. 101. P. 4, cf. 12-16.
[16] Сапфическая строфа характеризуется тем, что в каждой строфе в первых трёх стихах ударения падают на 1й, 3й, 5й, 8й и 11й слоги, а в четвёртой строке – на 1й и 4й. И так повторяется на протяжении всего стихотворения, из строфы в строфу.
[17] Плутарх «О том, что Пифия более не прорицает стихами», предположительно 117г.
[18] В греческой мифологии тельхины — существа, обладавшие способностью к магии.
[19] В музыке Древней Греции существовало понятие отдельного миксолидийского лада. Плутарх пишет: «Миксолидийский — некоторым образом волнующий, страстный лад, годный для трагедии. Аристоксен утверждает, что придумала играть по-миксолидийски Сафо, а от неё уж научились трагики. Они взяли этот самый лад и сочетали его с дорийским, выражающим величие и достоинство, тогда как тот — страстность; трагедия представляет собой смесь их обоих».
[20] Древняя треугольная цитра, на которой играли ассирийцы, египтяне и греки. Этот инструмент высоко ценился в городах Лидии и был любимым инструментом поэтессы Сапфо.