Во второй книге «Государства» Платона Сократ представляет, как типичное общество могло развиваться от простого к сложно организованному. Он считает, что вначале каждый мог делать все сам, например, строить дома, шить одежду и обеспечивать себя едой.
Но вскоре, по его словам, люди поймут, что гораздо эффективнее, если какая-то группа людей будет специализироваться на определенной профессии. Таким образом, появятся строители домов, портные и фермеры, владеющие особыми навыками, которыми можно будет обмениваться с другими людьми, получая взамен товары, услуги или деньги.
Почти 2000 лет спустя шотландский философ и экономист Адам Смит пришел к той же идее, но пошел гораздо дальше, можно сказать, довел ее до крайности. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит, чтобы проиллюстрировать свои идеи о разделении труда, приводит пример производства булавок.
«Рабочий, не обученный этому производству... и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем, едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок... Но при той организации, которую имеет теперь это производство... Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки… Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций».
Адам Смит
Будучи экономистом, Смит затем переходит к очень подробным расчетам того, сколько булавок могут сделать десять человек, используя только базовое оборудование: каждый из них сможет сделать около 4800 булавок в день. «Но если бы все они работали в одиночку и независимо друг от друга, и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а может быть, даже и одной булавки в день».
Затем Смит переходит к рассказу о процессе изготовления гвоздей, он считает, что для отдельного работника лучше всего всю жизнь изготавливать, например, только головки гвоздей – опять же, с множеством подробных расчетов.
Прочитав все это, я подумал, что Смит был настолько одержим производительностью труда, что видел этих несчастных работников только в этом свете. Он не задумывался о том, что эта сверхспециализация может замедлять их умственное развитие, повергать в тоску и отчаяние. Он думал о благе «общества» в целом, или, точнее, как говорит об этом он сам, о «богатстве народов» – но какова его цена?
Платон же, несмотря на критику его идей такими учеными, как, например, Карл Поппер, был заинтересован в развитии личности. И основная идея его «Государства» состоит в том, что задача политики – вывести граждан из «пещеры» невежества к «солнечному свету» истины и добра. Разделение труда служит не только для создания богатства, ведь оно не «самоцель» для Платона, оно помогает построить разумно упорядоченное общество, в котором человек может процветать и как отдельная личность и как часть этого общества. По сути, он против и чрезмерного богатства, и бедности, потому что и то, и другое может разрушать человека.
Платон
Еще одним аспектом теорий Адама Смита является свободная торговля и так называемая «невидимая рука» рыночных сил. Его убеждение, которое и по сей день лежит в основе капиталистической мысли, заключается в том, что рыночные силы (приводимые в действие отдельными людьми, преследующими свои личные интересы) в конечном итоге все выровняют, обеспечив больший экономический рост и общественные блага. В качестве примера можно привести ситуацию, когда арендаторы вынуждены покидать Лондон из-за стремительного роста цен. В каком-то смысле это можно считать благом, потому что это поможет более равномерно распределить население по стране, но какую цену заплатят те, кто будет вынужден покинуть свой дом? А как насчет учителей, медсестер и продавцов, которые больше не могут позволить себе жить в столице?
Больше всего в игре рыночных сил проигрывает справедливость, потому что рынок регулируется аморальным принципом спроса и предложения (а также имморальной жадностью тех, кто этим пользуется). Недавний пример – 3,3 миллиарда прибыли одной из британских газовых компаний, в то время как многие люди замерзают в своих домах…
И снова мы находим совершенно иной подход в «Государстве», где самый важный критерий для общества, по мнению Платона, именно справедливость. Когда справедливость уходит, говорит он, общество неизбежно распадается.
И Платон в Греции, и Конфуций в Китае считали, что лучший способ оздоровить политику для всех – готовить «философов-политиков» для будущего – для того времени, когда все человечество осознает, что мудро и благожелательно управлять обществом намного ценнее, чем преследовать личные интересы. Возможно в этом и заключается – на средний или долгий срок – решение этой извечной проблемы.
Перевел с английского Александр Бабков
Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/adam-smith-v-plato-on-the-division-of-labour-and-market-forces/