Мраморные фризы афинского Парфенона, легендарный Розеттский камень, стелы ассирийских царей — всё это визитные карточки Британского музея, звезды первой величины на музейном небосклоне Европы. Он начинался с частной коллекции лондонского врача и за два с половиной века стал одним из самых знаменитых в Европе.
Ханс Слоун — так звали этого врача. Всю свою жизнь он лечил людей и попутно собирал минералы, монеты, книги и диковинки со всего света. Разных времён и эпох. Накопилось у него их немало — 80 тысяч предметов.
В завещании Слоун отписал свои богатства английскому парламенту за смехотворную для таких сокровищ цену — 20 тысяч фунтов. Он очень хотел, чтобы его коллекции оставались в Лондоне, «где благодаря большому стечению народа от них была бы наивысшая польза». Так оно и случилось.
«Британский музей был основан в 1753 году, — рассказывает куратор коллекции Джонатан Вильямс. — Он стал первым в Европе музеем, созданным не королём, но государством, парламентом и для народа.
Коллекция Слоуна была настоящим чудом — в неё входили не только предметы античности и древнего мира, но и экспонаты естественной истории, археологические и ископаемые находки.
Его идея была проста — собрание должно быть доступно учёным любых национальностей, всем, кого интересует естественная история Земли, её природный мир, история возникновения и развития человека».
Музей открылся 15 января 1759 года. Денег было мало. Коллекция пополнялась в основном на доходы от национальной лотереи, а средств на приём посетителей не хватало. И потому вход в музей, хотя и с самого начала бесплатный, был строго ограничен: не более 60 человек в день.
Посетителей пускали группами по 15 человек. Коллекция была открыта для посещения лишь первые четыре дня недели и только, как предписывалось, «для всякого человека пристойного вида». Вплоть до 1836 года по выходным и праздничным дням музей не работал, чтобы ограничить приток (цитирую правила) «матросов с верфей и девиц, которых они могут с собой привести».
Долгое время Британский музей напоминал скорее кунсткамеру — собрание редких и курьёзных вещей. Весьма строгую и чопорную коллекцию, состоявшую главным образом из манускриптов, книг, монет и медалей, оживляли египетская мумия, заспиртованная голова грифа, свинья-циклоп. Среди занимательных экспонатов был один из двух рогов, выросших на голове некой Мери Девис, чей портрет (с двумя рогами) висел рядом.
В 1801 году лорд Элджин, британский посол в Константинополе, привёз в Лондон барельефы и статуи с афинского Парфенона, отделкой и украшением которого в V веке до нашей эры руководил скульптор Фидий. Элджин украсил ими поначалу свой сад. Но спустя несколько лет продал бесценные мраморы государству. С них началась слава Британского музея.
«Британский музей сосредоточился на истории человечества, — говорит Джонатан Вильямс. — Он и сейчас постоянно пополняется новыми экспонатами. Сюда ежегодно поступает большинство археологических находок британских учёных; коллекционеры жертвуют музею свои собрания, да и сам музей покупает интересующие его предметы.
Коллекция должна развиваться, потому что идут вперёд и наука, и знание. Сегодня мы знаем о прошлом человечества и о жизни нашей планеты куда больше, чем даже 100 лет назад».
Британский музей менялся вместе со временем. Здесь уже нет экспонатов, связанных с историей развития Земли и человека: они находятся теперь в лондонском Музее естественной истории. В галереи живописи переехали собрания картин и рисунков. Бесценное достояние Британской библиотеки — древние манускрипты, документы, книги и автографы покинули залы Британского музея последними, в 1998 году, и прописались в новом здании библиотеки недалеко от музея.
Возможно, в результате этого мудрого «разделения полномочий», которое началось ещё в XIX веке, моему собеседнику было не так уж и сложно отвечать на вопрос, в чём особенность Британского музея по сравнению с другими крупнейшими музеями Европы.
«Это не музей искусства и истории, как Лувр, например. У нас нет собрания произведений живописи. Оно — в Национальной галерее. У нас нет оружия. Всё это разделилось в XIX веке, когда появились разные музеи.
Мы же попытались собрать в одном месте культурное наследие — трудно подобрать слово — самых разных народов и племён на нашей Земле. Это означает, что музей посвящён не только великим цивилизациям древности: грекам, римлянам, египтянам, ассирийцам. У нас есть, как это принято называть, этнографические коллекции: свидетельства жизни аборигенов Австралии, племени маори из Новой Зеландии, американских индейцев. В большинстве музеев Европы нет подобного.
Но если мы возьмём крупнейшие европейские музеи: Лувр, Берлинский музей, Эрмитаж, — у них у всех есть свои особенности, которые делают их уникальными. То, что роднит нас всех, — это дух великих коллекций истории человечества. Коллекций, которые объединяют маленькие вещи со всего мира, — универсальное наследие человеческих существ».
Интерьеры дворца ассирийских царей, античные скульптуры из Галикарнасского мавзолея и храма Артемиды в Эфесе, барельефы индейцев майя, золотые кубки французских и английских королей, тотемные столбы североамериканских индейцев и музыкальные инструменты народов Африки — четыре с половиной миллиона экспонатов разместились в музейных залах, общая протяжённость которых превышает четыре километра. В год здесь бывает около шести миллионов посетителей — почти на миллион больше, чем в парижском Лувре. И вход, как и два с половиной столетия назад, — бесплатный.
Египетская коллекция Британского музея включает 70 тысяч предметов. Статуи богов и фараонов, высеченные из чёрного и красного гранита. Целая галерея мумий и саркофагов. Коллекции одежды, украшений и домашней утвари. Один из самых внушительных египетских экспонатов — статуя Рамзеса II из Фив, её помогал перетаскивать итальянский силач из бродячего цирка Джованни Бельцони.
«Египетская коллекция, может быть, самая знаменитая, самая любимая у посетителей, особенно мумии, — говорит Джонатан Вильямс. — Недавно мы сделали о них очень интересный трёхмерный анимационный фильм. При помощи самых современных компьютерных технологий мы буквально заглянули внутрь мумии, чтобы понять, что это был за человек, какого времени мумия, как она готовилась, не нарушая при этом её естественного состояния. Этот фильм мы сейчас показываем в зале, и он пользуется огромным успехом. Люди по-прежнему очень интересуются Древним Египтом и его тайнами».
Один из главных экспонатов египетской коллекции — Розеттский камень. «Знаменит он тем, что позволил исследователям первой половины XIX века (тогда его нашли) разгадать секрет египетских иероглифов, — продолжает Джонатан Вильямс. — Этот обломок камня с текстом похвальной речи жрецов Мемфиса в честь фараона относится к 193 году до нашей эры. Тогда в Египте правила греческая династия Птолемеев. Рядом с египетскими иероглифами на камне был высечен параллельный перевод на древнегреческий, что и позволило французскому учёному Шампольону расшифровать и открыть всему миру тайну египетской письменности».
Розеттский камень поместили по соседству с предметами из Древней Месопотамии и рядом с коллекцией из Древней Греции, и неслучайно. Работники музея тем самым хотели подчеркнуть его значение как символа перекрёстка путей и дорог великих древних цивилизаций, их взаимопроникновения и взаимообогащения. Это то, чему мы могли бы учиться у древних, тем самым узнавая многое о самих себе — как нам взаимодействовать в наше сложное время.
Об этом мы говорили в заключение с моим экскурсоводом по Британскому музею, куратором коллекции Джонатаном Вильямсом. «В музее хранится богатейшее культурное наследие народов Европы. Мы часто работаем вместе с нашими коллегами из Франции, Италии и Германии, исследуем историю Старого Света. Не так давно в Венеции проходила большая выставка, посвящённая кельтам, которая собрала предметы и экспонаты со всей Европы. Объединив наши усилия, мы хотели показать эту загадочную культуру, феномен древнего мира. Но обращаясь к нашим собственным европейским корням, мы уделяем особое внимание и тому, как культура Европы, западной цивилизации связана с культурой Китая, с восточными культурами, с исламом, с Африкой или Северной Америкой. Нам всем, европейцам, важно глубоко переосмыслить и осознать наше место среди других мировых культур и принести в Европу этот дух других культур, попытаться лучше узнать и понять их».
Диалог культур был всегда. И всегда искусство было посланником мира. И не было такого времени, чтобы человек мог успокоиться и перестать учиться ещё одному вечному искусству — искусству быть вместе.