Есть такие места, где по-особенному чувствуется живая связь времен, где воздух словно пропитан воспоминаниями о далеком прошлом; воображение быстро дорисовывает недостающие детали, и история оживает…

Во Франции много таких мест. Парижские дворцы, готические соборы, средневековые замки… Как магниты, они притягивают туристов со всех уголков мира, их названиями пестрят путеводители. Но порой, рассматривая очередную достопримечательность в группе туристов, слушая рассказ экскурсовода, начинаешь ощущать какую-то необъяснимую тоску: кажется, что все открыто, все доступно, все загадки истории превратились в бесспорные факты. А так хочется отправиться в особенное путешествие — где не все на ладони, где можно почувствовать себя немножко первооткрывателем, немножко паломником… Возможно ли такое в XXI веке? Оказывается, возможно. Франция и на такой случай припасла свои жемчужины.

въезд в Домреми

Въезд в Домреми

Маленькая деревушка на окраине дубового леса. Три улочки. Население — 150 человек. На машине можно проехать мимо меньше чем за полминуты, едва успев рассмотреть. А можно остановиться и позволить себе сделать несколько открытий. Одно, как минимум: что деревушка эта на самом деле знаменитая. Ее название — Домреми — можно встретить во всех учебниках по истории Средних веков. Потому что здесь родилась Жанна д’Арк. Та самая Жанна, простая крестьянская девушка, которая спасла Францию и оставила истории пример великого подвига. И великого чуда.

Может быть, теперь нам захочется задержаться здесь чуть дольше?

Оглядываюсь вокруг: узкие улочки, каменные дома… Кажется, время здесь остановилось, чтобы сохранить что-то неуловимое, но очень важное. Наверное, это можно назвать — аромат Мечты. Мечты простой крестьянской девушки, которая умела любить и верить так сильно, что смогла, ни много, ни мало, остановить ход вековой войны, превратившей страну в руины, вернуть тысячам людей надежду.

дом, в котором родилась Жанна

Так сейчас выглядит дом, где родилась Жанна д'Арк

Сердце этого места, конечно, дом, где Жанна родилась и провела свое детство. Дом готов рассказать свою историю каждому посетителю. Рядом нет музейных касс, вывесок, расписаний, указателей. Полуоткрытая дверь словно приглашает сделать шаг в пространстве и во времени, перенестись на шесть веков назад…

«В дома проникал скудный свет через окна с деревянными ставнями — то есть через дыры в стенах, служившие вместо окон. Полы были земляные, обстановка жилищ отличалась крайней бедностью» — читаю у Марка Твена в его книге о Жанне. Вот он, этот дом, эти каменные стены. Маленькие окна. Земляные полы, правда, уже скрыты под керамическими плитами. Сложно представить такую жизнь — в постоянном полумраке, без электричества, без стекол… Зато, наверное, летом можно бегать по лугу, здороваться с рекой, с цветами, с деревьями, ждать встречи с феями, которые живут возле старого бука… А если душа ждет встречи с чудом, оно обязательно произойдет.

«Она свидетельствовала, что в 13 лет она впервые услышала голос Бога, который указал ей путь. Вначале она очень испугалась. А случилось это в летний полдень, в саду ее отца, справа от церкви» — гласит надпись на каменной плите у большого дерева. Плита стоит совсем недалеко от дома и как раз справа от церкви, на том самом месте.

церковь, где крестили Жанну

В этой старинной церкви крестили маленькую Жанну

Рядом древняя романская церковь, там маленькую Жанну крестили. Церковь тоже открыта. Внутри — никого. До вечерней службы еще далеко. Низкие своды, полумрак, тишина. Чувствуешь себя здесь непрошенным гостем, нарушившим безмолвный диалог предметов внутреннего убранства церкви. Эти древние стены слышали не одну молитву. И они помнят искренние и горячие молитвы Жаннетты. Вот здесь, рядом с колонной, статуя святой Маргариты, перед которой она молилась. Может быть, именно здесь впервые к ней пришла уверенность в том, что она, неграмотная деревенская девушка, в силах повести за собой огромные войска, потому что не одна, потому что Бог и ее святые покровители никогда ее не оставят. А если в сердце появилась такая вера, значит, можно отправляться в путь…

Каждый час на башне церкви звенит колокол. Говорят, что композитор, писавший музыку к фильму о Жанне д’Арк, приезжал в Домреми специально, чтобы послушать его. Голос этого колокола, должно быть, очень похож на тот, что тогда, шесть веков назад, сзывал жителей деревни на мессу. Или на войну.

вид от дерева фей

Вид, который открывается с возвышенности, где росло дерево фей

А еще легенды рассказывают про знаменитое дерево фей. Дерево это занимало очень важное место в жизни маленькой Жаннетты, как и всей деревенской детворы. Оно росло в километре от деревни, на возвышенности. Дети навещали своего друга каждый летний день. Они украшали его гирляндами, сплетенными из цветов, чтобы порадовать дерево и, разумеется, фей, хранящих красоту этого места. В благодарность за эти знаки внимания феи заботились о чистоте воды в источнике, о волшебной атмосфере, царившей вокруг.

Дерева, конечно, уже не найти, теперь на его месте стоит базилика святой Жанны д’Арк, (ее канонизировали в 1920 году, спустя пятьсот лет после того, как инквизиция сожгла ее на костре). Но кажется, что феи до сих пор охраняют это место. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно всего лишь посмотреть вокруг.

Раньше я думала, что сокровенное живое сердце Франции спрятано под сводами ее готических соборов. А теперь мне кажется, что оно здесь, в этих бескрайних просторах, в изгибах неторопливо бегущей реки, в пении птиц, в древних дубах, которые, играя с ветром, слегка шевелят ветками, приветствуя редких прохожих. Такая Франция требует такой же любви — искренней и чистой, находящей свое выражение не в словах, а прежде всего в самоотверженных и бесстрашных действиях. А слова придут потом — их найдут те, кто будет рассказывать о подвиге. Придут и будут звучать в веках...

Я поняла. Чудо надо искать в простом. Чудо — это когда встречаются прошлое и настоящее. И между ними завязываются ниточки дружбы. Тогда настоящее наполняется особым смыслом.

скульптур

Знакомьтесь: Роберт Страуб. Он немного похож на волшебника

А напоследок еще один эпизод. Слишком важный, чтобы о нем не рассказать. Дом, где мне посчастливилось остановиться, больше напоминал музей, чем деревенскую гостиницу. В гостиной, обставленной старинной мебелью, на длинном обеденном столе стоят… нет, не посуда и не приборы. Скульптуры Жанны. Хозяин в ответ на мой вопрошающий взгляд улыбается и приглашает спуститься в подвал, где располагается его маленькая мастерская. Он с гордостью показывает свои работы. Ему есть чем гордиться: все, от матрицы до росписи, делает он сам. «Самое сложное — это глаза. Глаза я всегда оставляю на самый конец. В них надо вложить многое. Они должны быть живыми», — делится он.

скульптура Жанна

Эта прекрасная скульптура Жанны д'Арк создана в его мастерской

Жанна запечатлена в великом множестве картин, скульптур, в книгах и в фильмах. Но искать встречи с ней нужно не там. Душа ее, искренняя, простая, чистая, живет в этих просторах. Но, наверное, больше всего — в светящихся глазах тех, кто хранит память и любовь к Жаннетте из Домреми. Для кого она и сегодня остается лучом света, символом надежды, чистоты, преданности, веры, отваги... Встреча с такими людьми тоже Чудо.

…Каждое знакомство с новым местом словно знакомство с человеком. Некоторые встречи скоро забываются. А некоторые — помнишь и потом даже начинаешь по ним скучать, потому что в душе и сердце остался след, создались особые узы. А значит, нужно обязательно вернуться. Чтобы поздороваться. Поблагодарить. Наполниться восхищением и красотой. Заново признаться в любви древним стенам, домам и улицам, лугам и деревьям. И почувствовать себя счастливым…

Комментарии   

+2 #1 Ольга19 23.10.2012 01:46
Огромное спасибо автору за такую статью! Видно, когда вещь "состряпана", а когда - рождена. Первые забываются, а вторые в душе остаются, так вот ваша - останется) Вы подарили мне ощущение присутствия, позволили "прожить" Домреми, спасибо! Пишите так побольше!

You have no rights to post comments