У синего-синего Эгейского моря, там, где в него впадает река Каистра, есть удивительный город. Его история насчитывает не одно тысячелетие и овеяна сотнями легенд. По некоторым из них, он был основан анатолийскими амазонками, вместе с троянцами защищавшими от греков Трою. Название же его происходит от слова apis — «пчела».
История
Три с половиной тысячелетия назад здесь уже жили карийцы и лелеги, а на месте знаменитого храма Артемиды находилось древнее святилище Великой матери Кибелы — богини плодородия. В XI веке до н.э. Андрокл, сын афинского царя Кодра, привел сюда ионийцев. Выбирая место для столицы нового царства, Андрокл обратился за советом к дельфийскому Оракулу. Тот ответил: «Расположение города будет указано тебе рыбой и диким кабаном». Так и случилось. Однажды рыбаки жарили на берегу рыбу, как вдруг одна из них прыгнула со сковороды и опрокинула ее. Угли из жаровни упали на сухой куст, тот вспыхнул, и огонь мгновенно охватил заросли, из которых выскочил дикий кабан. Кабана поймали, а на этом месте основали город.
Историю Эфеса нельзя назвать спокойной, а его жителей миролюбивыми. Они постоянно с кем-нибудь воевали, и город не раз переходил из рук в руки: он побывал под властью Египта и Сирии, входил в состав сначала Персидской, потом Римской империй. Но несмотря ни на что Эфес постоянно рос и развивался и при Августе, став столицей Азиатской провинции Римской империи, превратился в один из самых красивых ее городов. В это время в нем жили 200 000 человек. Римляне расширили город, проложили широкие, мощенные мраморными плитами улицы, возвели огромный театр на 24 000 зрителей, построили гимназию, просторный стадион для гладиаторских боев, схоластические бани, библиотеку Цельсия, новые жилые кварталы... Почти все это можно увидеть и сегодня.
Эфес был очень богатым городом. По ночам на его улицах горели масляные фонари, в домах были бассейны, а стены и полы подогревались. Были в городе канализация и водопровод: по специальным трубам вода текла в Эфес из источников, расположенных в десятках километров от него.
Раскопки
При раскопках Эфеса тоже не обошлось без приключений. В 1863 году английский архитектор Джон Тартл Вуд приехал на берег Эгейского моря, чтобы найти знаменитый храм Артемиды. Задача перед ним стояла не из легких: рабочих нанять было очень сложно, денег, которые выделил Британский музей, не хватало, места оказались болотистыми и сплошь заросли густым кустарником. В довершение всего Вуд не знал, где именно искать храм. Дело в том, что Эфес никогда не оставался долго на одном и том же месте: карийцы и лелеги жили на западных склонах горы Пион, Андрокл построил свой город на ее северных склонах. Береговая линия постоянно менялась, и третий Эфес Лисимах перенес в долину, так как прибрежная зона превратилась в болото, и появилась опасность распространения среди горожан малярии. После VI века город вернулся на первоначальное место. Наконец, современный Эфес находится примерно в семи километрах от моря. А когда-то в нем были гавани для кораблей...
Вуд искал храм почти семь лет. Каждый год Британский музей грозился урезать дотации, но англичанин упорно продолжал раскопки, хотя в первый же год сломал себе ключицу, а два года спустя чуть не погиб во время покушения на британского консула в Смирне (современный Измир).
Начиная раскопки, Вуд решил выжечь кустарник, чтобы хоть как-то определиться, где копать. Когда дым рассеялся, археологи увидели стену, построенную Лисимахом, и руины древнего города. Копая год за годом, они нашли гробницу Андрокла, остатки гимназия, античные и христианские храмы, множество зданий, стадион, мощеную дорогу, улицы, схоластические бани и многое-многое другое, раскопав практически весь город. Наконец наткнулись на руины древнего театра, на одном из камней которого была надпись: «К храму». Конечно же, сразу стали копать в этом направлении. Но чтобы извлечь более 120 000 кубометров трясины и прорыть огромный котлован глубиной в шесть метров, понадобилось еще два года! 31 октября 1869 года удача наконец улыбнулась Вуду и храм был найден. Наверное, не без помощи самой Артемиды.
Английский археолог раскопал не только последний храм, но и основание предыдущего, построенного еще при Крезе. К сожалению, в 1874 году финансирование раскопок все-таки прекратили. Вуд несколько раз пытался возобновить их, но у него так ничего и не вышло. Только в 1904 году археолог Д. Хогарт вновь начал работать на месте Артемизиона. И за шесть месяцев нашел остатки еще трех более ранних храмов, построенных один на другом. Однако проникнув на такую большую глубину, археологи добрались до грунтовых вод, и древние стены храмов оказались затоплены.
Раскопки Эфеса ведутся и по сей день, но добрая половина города по-прежнему остается под землей.
Храм Артемиды
«Я видел стены и висячие сады Древнего Вавилона, статую Зевса в Олимпии, пирамиды в Египте и гробницу Мавсола. Но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, он затмил все другие чудеса», — писал Филон Византийский о храме Артемиды.
Первые письменные упоминания о нем относятся к VII веку до н.э. По преданию, там хранился священный камень, «упавший с Юпитера». К сожалению, о первом храме почти ничего не известно. Когда он был разрушен, на его месте построили следующий, который, собственно, и считался одним из чудес света. Его возвел в 550 году до н.э. во времена Креза греческий архитектор Херсифрон: его проект признали лучшим. Херсифрон построил храм из мрамора, по принципу ионического диптера, то есть окружив его двумя рядами колонн. Необычным было и выбранное место — на болоте, чтобы защитить здание от землетрясений. С этой же целью под будущим храмом вырыли глубокий котлован, который заполнили древесным углем и... шерстью! На таком фундаменте Артемизион, действительно, простоял века.
Доставлять к месту строительства тяжелые, многотонные колонны оказалось большой проблемой: повозки тонули в болоте. И Херсифрон придумал гениальное решение — катить колонны вслед за повозками прямо до места установки. Как говорит легенда, архитектор был в отчаянии: ему никак не удавалось уложить каменную балку у входа в храм, и тогда это сделала сама Артемида. Храм украшали великолепные бронзовые статуи, созданные знаменитыми мастерами того времени. Артемизион поражал воображение своим великолепием и размерами, сегодня о них можно судить, пожалуй, лишь по старинному выражению: «Велик, как Артемида в Эфесе».
Со всех сторон в храм текли щедрые пожертвования паломников и сильных мира сего. Во время раскопок археологи обнаружили множество самых разных приношений: статуэтки Артемиды из золота и слоновой кости, серьги, браслеты, ожерелья, — причем некоторые из них привезли из Персии и даже из Индии.
Артемизион стал одним из крупнейших экономических и финансовых центров древнего мира, выполнял роль современного банка. Жрецы принимали за плату на хранение или передавали в другие города денежные вклады, давали ссуды под проценты, финансировали морские походы.
К сожалению, все это великолепие исчезло в одну ночь — в ту ночь, кстати, когда родился Александр Македонский. Как написал Плутарх, богиня была настолько занята его рождением, что у нее не было времени защитить свой храм. 21 июля 356 года до н.э., желая прославить свое имя в веках, никому не известный человек по имени Герострат сжег храм Артемиды. Эфесцы, возмущенные и пришедшие в ужас от содеянного, постановили забыть Герострата и не упоминать его имени нигде и никогда. По иронии судьбы сегодня почти каждому известно, кто сжег Артемизион, имя «Герострат» даже стало нарицательным. А все ли знают, как звали того, кто храм создал?
Артемизион решили отстроить заново. На этот раз работами руководил архитектор Хейрократ — тот самый, который, как говорят, хотел превратить гору Афон в статую Александра Македонского. Новый храм выстроили по подобию предыдущего, но еще больше: 109 метров в длину и более 50 — в ширину. Его окружали 127 колонн, причем часть из них была резная. Великолепные статуи, созданные знаменитыми Скопасом и Праксителем — четыре из них изображали амазонок, — стояли внутри, стены были украшены картинами.
Говорят, в 333 году до н.э., когда работы еще продолжались, Александр Македонский предложил покрыть все расходы на строительство — при условии, что его имя упомянут в посвятительной надписи. На что эфесцы ответили: «Не подобает богу воздвигать храмы другим богам».
Новый храм простоял почти пять веков, его, по свидетельству апостола Павла, который в 57 году побывал в Эфесе, украшали золотые колонны и серебряные статуи.
В 262 году готы разрушили город и разорили храм. К IV веку большинство жителей Эфеса уже были христианами, Артемизион утратил свою важность, и его стены и колонны стали использовать как строительный материал, а прекрасные статуи измельчили в порошок для извести. Позже сюда пришли турки-сельджуки. И о славном городе Артемиды забыли.
Крестоносцы, остановившиеся здесь в 1100 году, вместо оживленного города-порта увидели деревеньку на болоте...
За много веков своей истории Эфес пережил многое. Его улицы помнят Александра Македонского и Ганнибала, Клеопатру и Марка Антония, Цицерона и Юлия Цезаря. Здесь родился греческий поэт Калин и жил знаменитый философ Гераклит Темный — потомок легендарного основателя Эфеса. Его изречение «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» уже давно стало крылатым. Здесь, по преданию, провела последние годы жизни Дева Мария, здесь проповедовал апостол Павел, а апостол Иоанн писал Евангелие. С этим городом связано имя Николая Чудотворца... Перечислять можно до бесконечности — такой яркой была история Эфеса!
А сегодня, стоит попасть на древние улицы — и тут же забываешь, что вокруг тебя развалины, что это уже не Греция, а Турция, и погружаешься в историю. И город снова живет жизнью, которую вел 20 веков назад: на широких мраморных улицах множество людей, кто-то спешит по делам, кто-то на рынок, а кто-то просто гуляет, вода в фонтанах сверкает на солнце, здания украшены великолепными мозаиками, и все течет своим чередом...
Говорят, турецкие власти собираются прорыть канал, чтобы к древнему городу снова подплывали корабли. Но можно ли войти в одну и ту же реку дважды?