Есть красивая гипотеза, согласно которой расположение на территории северной Франции готических соборов, посвященных Деве Марии, отражает расположение основных звезд в созвездии Девы. Это кафедральные соборы в Реймсе, Ле Мане, Шартре, Эвре, Байе, Амьене, Бру, Париже, Лионе. Одна из звезд этого «созвездия» — Руанский собор.
Об этих соборах можно говорить только в превосходной степени. Изящные скульптуры, высокие нефы и нервюрные своды, напоминающие надутые ветром паруса, в солнечный день вспыхивают от света, струящегося сквозь красивейшие витражные окна. Перед посетителем, входящим в собор через западный портал, предстает внушительное зрелище, великолепие которого нарастает с каждым шагом по мере приближения к алтарной части. Огромное, несоизмеримое с человеком внутреннее пространство готического собора не принижает. Оно пробуждает желание выпрямиться и устремить свой взор вверх, к звездам. Здесь уходит тяжесть души и мыслей. И это уже нельзя объяснить одним созерцательным восприятием.
Заложены они были почти в одно и то же время: собор в Руане — примерно в 1150 г., собор Парижской Богоматери — около 1163 г., собор в Амьене — в 1220 г., в Байе — 1230, в Реймсе — также в начале XIII в. Но все эти соборы возводились на фундаментах более ранних храмовых сооружений (I–III вв.), строительство которых приходится, по-видимому, на момент основания самих городов. Во всяком случае, на плане Руана III века храмовое сооружение отмечено на месте современной площади кафедрального собора. За столь долгую историю эти храмы много раз горели, разрушались, теряли свои архитектурные элементы, но восстанавливались, так как им всегда придавалось особое значение. Например, Нотр-Дам в Реймсе — традиционное место коронации французских монархов. В Шартрском соборе хранится священная реликвия — Святая плащаница. По легенде, именно в этой «сорочке» была Дева Мария, когда родился Иисус Христос. Святая плащаница в 876 г. была подарена Карлом II Лысым (внуком Карла Великого) и не один раз спасала собор и город от разрушителей и врагов. На фасаде собора Парижской Богоматери расположилась галерея королей Франции.
В Нормандии, столицей которой является Руан, готический стиль утвердился еще во времена, когда она находилась под властью английских королей, и в ранней нормандской готике прослеживаются элементы английских готических соборов, в первую очередь собора Кентербери. Но нормандские мастера обладали отличительной особенностью: они находили удовольствие в постоянном видоизменении строительных планов, не заботясь ни о единообразии, ни о чистоте стиля. В результате получались в высшей степени оригинальные постройки. И несмотря на то что все они имеют общие черты (например, сложную каркасную структуру, сеть выступающих снаружи ребер или стрельчатые своды), руанские готические сооружения отражают разные стили. Строгость церкви Сен-Уэн, созданной еще во времена Каролингов, — характерная черта раннего готического стиля, в то время как церковь Сен-Маклу — это монумент «пламенеющей» готики, когда все элементы сооружения, тронутые «огненными языками» из камня, приобретают изысканные ажурные очертания. Нотр-Дам в Руане соединил в себе несколько стилей различного исторического происхождения.
600 лет позора
В судьбе Руана есть событие, которое город рад был бы забыть как страшный сон. 30 мая 1431 года по решению инквизиционного трибунала на костре в Руане погибла Жанна д’Арк.
Это было время, когда на значительной территории Франции правили бал англичане. Претендент на французский престол скрывался в тылу, а французская армия терпела поражение за поражением. Отважная девушка Жанна до сих пор остается загадкой для историков. Искренне поверив в свою миссию, она возглавила французскую армию и одерживала победу за победой. О ней сложили легенды, ее имя стало символом бесстрашия, чистоты и веры. Враги же боялись ее необъяснимой силы и объявили колдуньей.
Буврейский замок в Руане был возведен Филиппом II Августом в 1204 году. Сегодня от него осталась только одна башня с музеем Жанны д’Арк. В течение нескольких столетий замок служил и крепостью, и резиденцией короля, и тюрьмой для особо опасных преступников. После пленения в его подземельях была заточена Орлеанская дева. В это же время в замке размещался и английский королевский двор с десятилетним королем Генрихом VI. Девушку держали в клетке на цепи, ее денно и нощно сторожили пятеро английских солдат. Ни король Франции Карл VII, обязанный ей своей короной, ни архиепископ реймсский Ренье де Шартр не проявили к судьбе пленницы никакого интереса. Боготворимая французским народом, она пугала их. Инквизиторы обвинили Деву во всех смертных грехах и приговорили к казни. В тот день ей едва исполнилось 19 лет.
И вот уже почти 600 лет Руан пытается очиститься от чувства вины всеми возможными способами. Главная улица города, улица Жанны д’Арк, ведет от вокзальной площади к Сене. Именем Жанны названы компании и кафе, церковь с чудесными витражами на площади Старого рынка и сама площадь. Мост через Сену (там прежде находился мост святой Матильды, с которого был выброшен пепел Жанны д’Арк) теперь также носит ее имя. Ей ставят памятники, посвящают стихи и полотна... И когда-нибудь свет звезды этой Девы достигнет города и освободит от позорной печати деятельности инквизиции, бросившей в костер национальную героиню Франции.
Дополнительно:
Долгая история Руана
Руан расположился на Нижней Сене в 130 км от моря и в 230 км на северо-запад от Парижа. Река естественной преградой защищает город с юго-западной стороны. Судя по старинным схемам города, изначально он имел классическую прямоугольную форму с сеткой параллельных улиц. Уже в VI веке в городе были рыночная площадь и площадь основного храма, на которой впоследствии вознесся знаменитый Руанский собор. В гавань Руана входили морские суда, он издавна имел сообщение с другими французскими портами: Гавром, Бордо, Марселем. Через Руан ввозили сначала вино, хлеб, лес, а позже кофе, уголь, свинец, медь, шерсть. Вывозили же сахар, бочки, посуду, товары из хлопка. Хронолог XII века так описывал Руан: «Чрезвычайно богатый город по населению и в торговле. Очень приятный со своим портом и удивителен зелеными полями вокруг. Окруженный со всех сторон холмами, он привлекает также массивными стенами и фортификационными сооружениями. В городе огромные красивые частные дома и церкви».
Старый город часто горел. В течение первой половины XII века город подвергался пожарам 45 раз. Пожар 1204 года, начавшийся в богатой церкви Сен-Маклу, сжег весь город за исключением строений из камня.
Город был завоеван норманнами в 841 году и в 896 стал столицей Нормандии. После норманнов здесь правили английские короли. И только Филипп II Август в ходе «справедливой войны» против вассала, в роли которого волей судьбы оказался король Англии Иоанн Безземельный, в 1204 году отвоевывает Нормандию. Руан сопротивлялся 40 дней и затем перешел во владение короля Франции.
...Улицы нормандских домиков. На них сохранились дома XIV века. Руан был окружен дубовыми лесами, поэтому дома здесь строили из деревянных каркасов, которые потом закладывали камнем. Получившиеся стены обмазывали раствором и раскрашивали. Сейчас улицы Руана напоминают детскую акварель. В городе, который насчитывает не более 400 тысяч жителей, есть своя Академия художеств и региональная национальная консерватория. Кварталы старого Руана, обнимающие церковь Сен-Маклу и Руанский собор, заняты многочисленными художественными и скульптурными мастерскими, а в субботние и воскресные дни во всех его церквях звучат органы, пусть и современные. Орган Руанского собора создан Альбертом де Брюе и подарен его сыном органистом и композитором Марселем де Брюе (1886–1971 гг.)
Музыка в стекле
Руан по праву называют столицей витражей Франции. Начиная с XII века витражи украшали городские церкви. Самые старинные, выполненные в сине-красном цвете, сохранились в аббатской церкви Сен-Уэн. Витражные полотна церкви Жанны д’Арк собраны из двух слоев: на серо-синем фоне города, представленного на витражах XV века, сияют более ранние полотна с библейскими мотивами. Золотой век витражного искусства в Руане приходится на XVI столетие, когда здесь собрались многие известные мастера и открыли свои мастерские. Самое удивительное их творение — изысканное витражное окно-«роза» Руанского собора. Простояв более 600 лет, его витражи оплыли к низу пластин.
Шпиль Руанского собора
Он простирается на высоту 150 м и подчеркивает устремленность собора ввысь. Это самый высокий соборный шпиль во Франции, его вес 1200 т, а башня, ведущая к вершине, насчитывает 813 ступеней. За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822. Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела. Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции. 19 апреля 1944 г. массированная бомбардировка английской авиации практически превратила город в руины. В собор было семь попаданий. От полного уничтожения Нотр-Дам спасло только то, что ни одна из бомб существенно не повредила его центральный неф. Шпиль был разбалансирован. Его удалось восстановить только между 1975 и 1981 гг.