Университетами, или uniuersitas studentes, назывались в средние века объединения людей, связанных с преподаванием или науками. Их истоки ищут в знаменитых центрах античности — Пифагорейском союзе, Академии Платона, Ликее Аристотеля, в основанном Птолемеем александрийском Мусейоне. Широте интересов древних ученых, работавших в этих центрах, может позавидовать любой современный университет. Там изучались математика и логика, физика и астрономия, биология и медицина, психология и педагогика, этика и эстетика, философия и риторика. Прошло много веков, прежде чем в Болонье, Париже, Оксфорде возникли первые университеты Европы.
Оксфордский университет снискал себе славу самого традиционного и престижного во всем мире.


Оксфорд: традиционность и элитарность
Эти два слова: «traditio» («передача»)  и «elite» («лучшее») — вместе можно прочитать как «передача лучшего». И для этого отбираются лучшие. Британская система высшего образования устроена так, что в университеты не сдаются вступительные экзамены, а рассылаются результаты так называемых A-level аттестационных тестов. Исключение составляют Оксфорд и Кембридж. Здесь есть и вступительные экзамены, и собеседование: надо доказать свои выдающиеся способности и продемонстрировать прекрасное знание английского языка. Как правило, до университета дети учатся в элитных школах. У каждого пятого из нынешний оксфордцев кто-то из родителей учился здесь же.
И вот они, 10–11 тысяч счастливчиков, пройдя многолетний марафон тестов, рейтингов, экзаменов, погружаются в еще не совсем взрослый, но легендарный мир. Выбирай курсы, соответствующие выбранному предмету, и сдавай по их окончании экзамены. Ходить или не ходить на лекции — это тоже выбирает сам студент. Здесь многое зависит от его сознательности, так как в университетах не учат, а только дают возможность научиться.
Но что уж точно не рекомендуется пропускать, так это tutorial — индивидуальные занятия с учителем. Тьюторская система — отличительная особенность Оксфорда и Кембриджа. За каждым студентом в колледже закреплен ученый с мировым именем. Несколько часов в неделю тьютор уделяет только своему воспитаннику, и они проводят это время в научных диалогах. Трудно сказать, когда родилась в Оксфорде такая традиция, но диалоги как форма общения учителя и ученика существовали еще в традиционных философских школах. Чтение своих сочинений или эссе, выслушивание критики, обсуждение и отстаивание своих идей приносят огромную пользу. Студент учится мыслить, смело выдвигать гипотезы, аргументировать, искать суть предмета своего исследования. Оксфордцы отмечают одну особенность такого образования: оно расширяет кругозор и дает ощущение безграничности возможностей.
Мы привыкли, что Оксфордский университет занимает одну из первых позиций в рейтингах, что он элитарен и популярен одновременно. Но само это сочетание остается загадкой. Созданные в наше время английские университеты и рады бы померяться с ним силами, однако, ссылаясь на нехватку денег для реализации тьюторской системы, развивают модель дистанционного образования через Интернет.

Кто стоял у истоков Оксфорда?
Прошло уже более восьми веков, и сейчас трудно сказать, какие именно идеи вдохновляли людей, создававших первые школы и колледжи Оксфорда. Остались лишь их биографии и их труды.
Одними из первых знаменитых оксфордцев были монахи-францисканцы. Иоанн Дунс Скот (Дунс Шотландец) (1266–1308) учился, а потом и преподавал в школе францисканского ордена Оксфордского университета между 1297 и 1301 гг. В своем главном «Оксфордском труде» он развивает христианские идеи, в первую очередь примат веры над разумом. Прекрасно владея ораторским мастерством, он использовал кафедры европейских университетов для проповедования гуманистических идей. Его лекторство в Парижском университете было прервано после того, как он отказался подписать воззвание короля Филиппа IV Красивого к церковному Собору против папы Бонифация VIII. Король Франции опасался власти, которой обладал в то время орден тамплиеров, рыцарей-монахов, поэтому хотел поставить во главе церкви своего человека и уничтожить орден.
Джон Уиклиф  (1320–1384) — философ, богослов и реформатор, получивший образование в Balliol колледже Оксфорда и ставший в 1361 г. его мастером, использовал университетские аудитории, чтобы открыто выступать против культа святых, торговли индульгенциями, требовал отказа церкви от земельной собственности. Проповеди Уиклифа, даже по словам его врагов, производили большое впечатление на знать и горожан. Католическая церковь осудила Уиклифа, а его проповеди признала еретическими. Богослов либо должен был отречься от своих взглядов, либо его ждала темница, а потом костер. Но паписты потерпели поражение: философ обратился к парламенту Англии, который, будучи встревожен пламенными речами Уиклифа, трижды отменял эдикт о его преследовании.
Среди знаменитых оксфордцев выделяется также политический философ Эразм Роттердамский (1467–1536). Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 г. Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Томасом Мором. В 1515 г. своим трудом «Наставление христианского государя» он откликается на развернувшуюся в ренессанской политической литературе дискуссию о типе идеального монарха.
Трудно перечислить всех оксфордцев, которые были носителями идей, позволивших стать университету великим, но факты говорят о том, что с этими людьми считались в самых высоких религиозных и политических кругах, им охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство короли. Может быть, именно поэтому в Оксфордском университете традиционно воспитывалась политическая элита Англии.

Оксфорд аристократический
Английские аристократы, отпрыски знатных родов, получали образование только в Оксфорде или Кембридже. Эти два центра выделяются в британской системе образования, получив даже общее имя: «Оксбридж». Оксбридж давал прекрасные знания, воспитывал мужество, честь и благородство — традиционные рыцарские качества. Все это позволяло английским аристократам быстро подниматься до высот власти. Но порой отвага, с которой воспитанники Оксбриджа в сражениях защищали честь английской короны, в обычной жизни становилась опасна для власти.
Легендарный граф Эссекс получил образование в Кембридже, а в дальнейшем стал его ректором. Он покровительствовал графу Саутгемптону и знаменитому оксфордцу графу Рэтленду, а также Френсису Бэкону — философу, естествоиспытателю, государственному деятелю. О мужестве и благородстве Эссекса ходили легенды. Но смелость, с которой он критиковал политику королевы, стала мешать тем, кто правил Англией. Чувствительность к несправедливости оказалась уязвимым местом графа: его легко спровоцировали на неподготовленное выступление, заключили в Тауэр, а потом казнили. Саутгемптон и Рэтленд также были арестованы и провели годы в заточении. Наверняка найдется и множество других примеров мужества и благородства, проявленных английскими аристократами, но эти четверо вызывают особый интерес в связи с тайной, которая окутывает имя великого английского  поэта — Уильяма Шекспира.
По одной из гипотез, автора шекспировских произведений следует искать в кругу английских аристократов. Причем рассматривается и гипотеза о коллективном творчестве. Нам трудно судить об этом, но приводимые исследователями факты действительно впечатляют. Образованности Шекспира мог бы позавидовать любой из оксфордцев, а глубокая духовность и человечность, которыми пропитана его поэзия, должны вдохновлять любого из философов. Кто же именно стоит за именем гения: Френсис Бэкон, графы Эссекс, Саутгемптон, Рэтленд или кто-то еще, — остается загадкой. Но после казни Эссекса в 1601 г. у Шекспира появляется сонет (66):
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг,
Но жаль тебя покинуть, милый друг!
Заметим, что время Шекспира совпадает с закатом гуманистических идей эпохи Возрождения, носителем которых также были английские аристократы, обучавшиеся не только в Оксбридже, но и в других университетах Европы. Так, может быть, театр и поэзия Шекспира — это просто более безопасная форма выражения великих идей? Остается только догадываться.

Три кита, на которых стоит Оксфорд
Современный Оксфорд продолжает воспитывать блестяще образованных молодых людей. Тремя «китами» университета можно смело назвать ораторское мастерство, спорт и политическую деятельность. Ораторское мастерство нынешние студенты оттачивают на интеллектуальных дебатах, а модель управления и функционирования университета предполагает непосредственное участие оксфордцев в его политической жизни. Спорт на открытом воздухе — это тоже оксфордская традиция. Теннис и футбол, крикет и регби, бадминтон и гребля популярны и сегодня. Мечтой же каждого честолюбивого гребца из Оксфорда становится команда высшей университетской лиги — Blues, которая раз в год, в марте, меряется силами с соперниками из Кембриджа. До сих пор действует old boys network — традиционная система взаимной помощи, которая позволяет выпускникам Оксфорда работать в консалтинговых и аудиторских фирмах и банках, руководимых бывшими оксфордскими питомцами.
Традиционно считается, что этой тройки: ораторского мастерства,  политической деятельности и занятий спортом — достаточно для будущего политика или высокопоставленного чиновника Англии: 25 британских премьер-министров закончили оксфордские колледжи. Полученная специальность не так важна. Пример тому — карьера экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которая получила образование в Somerville колледже по специальности «химия».
Первые оксфордцы действительно стремились стать искусными ораторами, но не для того, чтобы постоянно выступать с красивыми речами. Они использовали слово как духовный меч. Занятия физическими упражнениями помогали переносить трудности и лишения, не падать духом, сражаться за то, что дорого. В Оксфорде учились тому, как следует обходится с друзьями, союзниками и врагами, учились нести ответственность за свои деяния. Помнят ли об этом сегодняшние оксфордцы? Возможно, что от ответа на этот вопрос зависит будущее не только самого Оксфорда.

 


Дополнение:

Оксфорд — это и город. Он получил свое название от совсем не романтических английских слов «ox» и «ford», что означает «бычий брод». Когда-то это место было известно своим скотным и зерновым рынком. Сейчас Оксфорд — промышленный город. Здесь, например, производят знаменитые английские автомобили Rover. Закономерна ли случайность? Ведь «rover» переводится как «скиталец», «бродяга» — почти что «странствующий учитель», с которого, возможно, и началась многовековая история  Оксфордского университета. Но городские рабочие окраины и университет так и не стали друзьями.


ИСТОРИЯ ОКСФОРДА
Оксфорд — старейший англоязычный университет в мире. Его возраст точно не известен, но преподавание здесь велось уже в 1096 г. Университет стал активно развиваться после того, как в 1167 г. король Генрих II запретил английским студентам обучаться в Париже. В 1188 г. историк Геральд из Уэлса открыл в Оксфорде первую публичную библиотеку, а год прибытия в Оксфорд первого иностранного студента Эмо из Фрисландии (1190) отмечен как начало традиции международного обучения. В 1214 г. магистру, руководящему университетом, даруется титул канцлера, и начиная с 1231 г. оксфордская корпорация упоминается как uniuersitas. Два первенца — Balliol и Merton колледжи — появились в Оксфорде в 1249 и 1264 гг. С них и началась официальная история Оксфордского университета, который насчитывает сейчас 39 колледжей. Среди них St. Hilda’s — единственный колледж, где обучаются только женщины. (Стены университета были закрыты для академического образования женщин вплоть до 1878 г., а первые женщины-преподаватели появились здесь совсем недавно, в 1920 г. ) Трудно переоценить роль Оксфорда как интеллектуального и исследовательского центра в наши дни. И хотя он уступает Кембриджу по числу нобелевских лауреатов, с ним связаны многие легендарные имена ученых, писателей и общественных деятелей.


ОКСФОРДСКИЕ БИОГРАФИИ
Роджера Бэкона (1219–1292) считали безумцем. Он проектировал самоходные машины, корабли и летательные аппараты. Занятия астрономией привели его к мысли о необходимости реформы календаря, что было воплощено лишь в 1582 г. папой Григорием XIII. Его размышления о географии, возможно, оказали влияние на открытие Америки Колумбом. Р. Бэкон ставил перед наукой практические цели, что во многом было обусловлено его францисканским идеалом: достижения науки должны служить облегчению жизни людей.
Роберт Бойль (1627–1691) — один из основателей Лондонского Королевского общества, девизом которого был избран стих римского поэта Горация: «Я не буду следовать рабски словам учителя». Бойль ввел в химию экспериментальный метод: «Если бы люди принимали успехи истинной науки ближе к сердцу, нежели свои личные интересы, тогда можно было бы легко доказать, что они оказывали бы миру величайшие услуги, если бы посвятили все свои силы производству опытов, собиранию наблюдений и не устанавливали бы никаких теорий, не проверивши предварительно их справедливости путем опыта».    
Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон, 1832–1898) — профессор математики, настойчиво стремившийся к чудесам. Кэрролл был знаменит своим коварством. Тому пример его задача «Обезьяна и груз», придуманная в 1893 г.: «Через блок, прикрепленный к потолку, переброшен канат. На одном конце каната висит обезьяна, к другому прикреплен груз, вес которого в точности равен весу обезьяны. Предположим, что обезьяна начала взбираться вверх по канату. Что произойдет при этом с грузом?» Как и многие другие творения Кэрролла, его «обезьянья» задача породила многочисленные дискуссии и споры.
Рональд Толкин (1892–1973) начал свою учебу в Оксфорде спустя рукава. К счастью, нашелся требовательный преподаватель, который смог поставить на место чрезмерно самоуверенного студента и увлечь его языками: валлийским и германским. Но Толкин увлекался еще и открытием чайных клубов, где обрушивал на друзей свои поэтические опыты. Уже будучи профессором, Толкин умудрялся подавать материал в весьма изысканной и вместе с тем строгой научной форме. Умение говорить об умных вещах занимательно — разве это не свойство хорошего рассказчика?



ОКСФОРДСКИЕ РИТУАЛЫ
Оксфордский университет по праву называют «башней из слоновой кости» — особым миром со своими обычаями и правилами. Рассказами о чудаковатых профессорах и студентах англичан не удивишь, но современному человеку трудно понять, что означают все эти многочисленные ритуалы, существующие до сих пор и выполняемые с академической аккуратностью.
Ритуал читательский
Оксфордский университет начинается с библиотеки. Бодлеанская библиотека  основана в XVI веке и имеет уникальное собрание книг. Запись в библиотеку — целый ритуал. Каждый студент обязан прочитать вслух клятву, в которой обязуется не только беречь книги, но и не разводить костров в читальных залах.
Ритуал «sub-fusc»
(«sub-fusc» — никому не известное слово из оксфордского сленга)
На экзамены оксфордцы до сих пор приходят в белой рубашке с белой бабочкой, в мантии и квадратной академической шапочке. И в этом наряде в течение трех часов сдают письменный экзамен.
Ритуал политический
Большинство колледжей состоят из трех самоуправляющихся «комнат»: младшей (Junior Common Room), куда входят будущие бакалавры, средней (Middle Common Room), объединяющей соискателей всех последующих степеней, и старшей (Senior Common Room), членами которой являются преподаватели. Предвыборные кампании претендентов на различные посты — от президента Junior Common Room колледжа до главы всего университета — проходят с дебатами, интригами, а иногда и скандалами.
Ритуал питейный
Студенты и преподаватели перед ужином, но не раньше 17.00, собираются в персональном пабе колледжа. А если в пабе студент отмечает свой день рождения, то он должен выпить залпом «аршин» (yard) пива. Откуда появилась эта традиция, никто не помнит.
Ритуал «High dinner table»
Если студенты ужинают вместе с преподавателями, то это тоже особый ритуал. Сначала преподаватели собираются вместе в отдельной комнате, потом идут в зал для ужина, где проходят мимо стоящих студентов за свой стол на особом помосте, со стульями с высокими спинками. Как и столетия назад, мастер колледжа прочитывает короткую молитву, ударяет молоточком о деревянную подставку на столе, разрешая всем приступить к ужину. Обычно сменяется несколько блюд, и, опять же по команде мастера, ужин заканчивается. Преподаватели могут перейти в третью комнату, где рассаживаются в ином порядке по сравнению с тем, как они сидели за ужином. Если на ужине присутствуют гости, то их место — справа от мастера колледжа. Темы бесед за ужином могут быть самыми разнообразными, только о работе стараются не говорить. Все время ужина преподаватели проводят в своих гаунах (мантиях) и шапочках — согласитесь, не самой удобной для современного человека одежде.

You have no rights to post comments