Кузнечное ремесло издавна считалось особым, а кузнецов обожествляли, считали магами и волшебниками — кто не знает Гефеста у греков или славянскую сказку о кузнеце, подковавшем голос? Ремесло это обросло легендами и преданиями, но помимо легенд старые русские кузнецы оставили нам большое наследство: оружие и доспехи, ограды и светильники, различную утварь и ритуальные принадлежности. Все эти вещи мастера стремились сделать не только функциональными, но и красивыми. Некоторые из них имеют интересную историю, а своей тонкостью и изяществом поражают до сих пор.
Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.
Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется знаменитая Золотая решетка в Кремле. Она была создана в 1670 г., в период правления Алексея Михайловича, отца Петра І. Ее установили на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью — Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Кремлевские мастера, использовав при ее создании спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и изображения из древнеславянской мифологической традиции, и реальных персонажей, да еще и с немалой долей юмора. Здесь можно увидеть загадочных зверей, птиц, рыб и скоморошьи головы с совершенно невообразимой мимикой. Мало того, среди нескольких десятков персонажей нет ни одной пары одинаковых!
Дизайн решетки подсказывался окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения сказочных зверей и птиц. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что Золотая решетка, форма которой навеяна окружающим декором и его цветностью, гармонично в него вписалась.
В XVII в. решетка являлась наружным оформлением каменного двора и стояла на открытом воздухе. А в XIX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца архитектор К.А. Тон включил Верхоспасскую площадку в ансамбль дворца, и Золотая решетка оказалась внутри здания. Площадку перекрыли, на месте решетки соорудили три арочных проема. Саму же решетку же расчленили на три части и установили во вновь выложенных арках.
Решетка выполнена с большим мастерством, декоративные вставки хорошо прочеканены. Несомненно, за образец были взяты решетки эпохи Ренессанса, в которых широко применялись круглые прутки, завитые в спирали. Аналогичные орнаментальные мотивы в XVII в. использовались кузнецами разных стран Западной Европы. Так, например, в Дании была создана решетка собора Резкильде, имеющая в своей основе те же спаренные спирали с неясно выраженными фигурами, вплетенными в ткань орнамента. То же можно заметить и в решетках Зальцбурга, Праги, Нюрнберга и многих других европейских городов.
...Новое украшение Кремля так понравилось москвичам, что собор стали называть «Спас за золотой решеткой». А популярность орнамента Золотой решетки была так велика, что его многократно повторяли в самых разных зданиях и сооружениях города вплоть до наших дней. Его можно обнаружить и в московском метро, и гостинице «Ленинградская», и в частных интерьерах. Существовал даже своего рода дубликат Золотой решетки, выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет после оригинала, в 1685 г.
Вокруг решетки возникла легенда — будто бы ее отлили из неполновесных медных монет, которые царские власти вынуждены были изъять из обращения после печально известного Медного бунта. Проводили даже экспертизу, однако Золотая решетка оказалась кованой, железной.
К сожалению, история не сохранила имен мастеров, но след, который они оставили, и спустя более 300 лет продолжает вдохновлять художников и дизайнеров. Почему одни вещи живут столетиями, а другие не в состоянии даже задержать на себе взгляд? Почему одни трогают душу, а другие отталкивают? Можно строить разные версии по этому поводу, хотя, скорее всего, старые мастера просто любили свое дело и делали его красиво.