Из книги "Я вспоминаю".
Двадцатый век подводит свои итоги*. Близится к концу второе тысячелетие. И вдруг оказывается, что сегодня необходимо говорить о понятиях, па первый взгляд очевидных, что уже однажды высказанное требует уточнения и более глубокого разговора.
Меня все больше тревожит безоглядность и расточительность нынешнего человечества. Похоже, оно без сожаления готово отказаться от всего, что накопило веками. И первое, с чем расстается человек, это культура. Духовность уходит, а возможности человека прогрессируют c такой силой, что техника обгоняет культуру и сама диктует свои законы. Человек, не обладающий культурой, обладает такой техникой, которая способна все на свете уничтожить.
Цивилизация развивается так стремительно, что духовность не успевает за ней. Впрочем, это проблема не только нашего времени. В конце века минувшего Антон Павлович Чехов написал в память о M. Н. Пржевальском, что он относился к тем подвижникам, которые Фанатически верили в «христианскую цивилизацию» и посвятили этой вере свою жизнь.
Возможна ли эта «христианская цивилизация», возможно ли единение духовности и прогресса? Наверное, это зависит от способности человека задать себе вопрос: «зачем я родился?»
Я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки различных танцевальных спектаклей.
Многие оценивают фольклор как пройденный этап человечества, забывая или не замечая, что фольклор — это первоисточник творчества, создавший фундамент человеческой культуры, ее основы, вытекающие из грандиозного опыта человечества. Мудрость народа, извлеченная из опыта, дала ответ даже на главный вопрос бытия, над которым и по сей день мучаются люди. «Человек не для себя родится», — так отвечают на него наши предки. И в этих простых словах для меня скрыт огромный смысл. Надо лишь захотеть его понять, и поняв, наполнить им свою жизнь. Надо преодолеть в себе слабость, которая мешает нам проявлять в жизни то, чему мы должны следовать. Лишь сочетание разума, добра и воли может удержать человека на верном пути.
Каждый сам себе глухие двери,
Сам себе преступник и судья,
Сам себе и Моцарт и Сальери,
Сам себе и желудь, и свинья.
У каждого человека есть бог-судья, который называется совестью. Свобода воли — великая вещь, а карма — это следствие наших поступков. И если живешь только для себя, то сам и расплачиваешься за это. Вспомним чудищ из дантова «Ада» и рассказ о них Вергилия: «Здесь души тех, кто никогда не знал ни славы подвига, ни срама преступленья, кто для себя лишь жил».
Если бы я был кинорежиссером, я бы сделал пятисотсерийный фильм на тему: история человечества, начиная с палеолита и до наших дней. Человек, брошенный в этот мир, беззащитный и дикий, живущий в постоянной борьбе с природой, вырастает постепенно в явление интеллектуальное, воздействующее на прогресс мира. Но этот же человек и разрушает мир, разрушает природу, его создавшую, как только нарушается гармония между культурой и цивилизацией, и сила одерживает верх над разумом и совестью.
Что будет, если роботу дать заряженный пулемет? Последствия этого, кажется, мало заботят сегодня людей. А ведь для того, чтобы достигнуть высочайшего уровня развития, человечество проделало гигантский, трагический, жертвенный путь, полный ошибок и в то же время героической самоотверженности. Мы можем проследить по развитию фольклора, какими торными путями человечество поднималось на вершины культуры. Фольклор как бездонный и бесценный кладезь народного опыта и таланта собрал и сохранил все, что было открыто и изобретено бесчисленными и безымянными талантами, передавшими будущему человечеству первое богатство культуры, которое стало фундаментом для безудержного роста мировой культуры. Фольклор помогает нам заглянуть в детство народа. Ведь он начинается с того момента, когда первый человек, держа в руке палку, понял, что предмет, взятый из окружающей природы, может умножить его силу. Фольклор рождается из фольклорного быта, прежде всего, из создания предметов, помогающих человеку выжить в конкретных условиях. Но, создавая горшок, чтобы приготовить пищу, человек наносит на него некий узор, орнамент. К чему? В этом выражается его потребность в красоте и эстетическом познании мира. Уже первый художник вносит в свое произведение личностное начало. Ибо не просто отображает в рисунке внешний облик зверя, но, прежде всего, свое понимание его сути.
Фольклор так настойчив в своем проявлении, потому что человек без творчества не может. Не случайно так рано проявляется стремление к самовыражению у первобытных народов. Еще до знакомства с огнем. Пещерный человек фиксирует свои впечатления от внешнего мира, и у него рождается и стремление разгадать загадку природы, выразить свое эстетическое впечатление, творческий порыв. Человек проявляет свою самобытность в фольклоре. А определяется эта самобытность местными условиями жизни того или иного народа. Поэтому, скажем, в соседних деревнях можно было наблюдать различие в одежде, языке, узорах, орнаментах, архитектуре.
Я стал задумываться об этом во время подготовки декады бурятского искусства в Москве в 1940-м году. В семидесяти километрах от Улан-Удэ существовал район семейских староверов, загнанных туда еще во времена Екатерины. Жили староверы обособленно, отгороженные от остального мира собственными правилами. Они сохранили крой платья, расцветки, песни и говор своих предков в абсолютно первозданном виде. Таким же было и отношение к обычаям. Так, если, войдя в избу, вы не перекрестились, нечего было и думать разговорить хозяев, сразу же возникал внутренний занавес. Но если перекрестились, то их радушие не знало границ. Тут же девушка выносила полотенце и чашу с водой, чтобы обмыть руки, после чего девушку разрешалось поцеловать. Затем начиналось угощение: мороженые ягоды, соленья. Ощущение, что вы попали в старую Русь. После были песни, поразительные, и танцы, весьма примитивные, — девушки, притопывая на месте, поводили плечиками. Там я впервые понял, что такое локальность, свое, суженое, мировоззрение. При такой обособленности, особенно если она подкреплена внешними условиями, скажем, в горной местности, мы имеем дело со стопроцентной самобытностью. Когда народ уже точно по пословице — и швец, и жнец, и в дуду игрец. Рождаясь из быта, фольклор постепенно переходит в искусство. Случается это тогда, когда произведение фольклора становится ярким выражением определенного этапа народного развития, при этом являясь совокупным созданием мастеров, достигших высокого уровня, выражающего национальную культуру, эстетику.
Конечно, в народной культуре есть различные уровни, на которых существуют и высокая духовность лирической литературы, и мат, поэтому фольклор — это не стопроцентное благо. Еще Горький различал фольклор «черный» и фольклор «светлый». Если «черный» начинает вытеснять духовность, мы говорим о снижении нравственного уровня. Другого критерия духовности и нравственности общества быть не может. Благодаря тому, что в свое время «светлый» фольклор достиг высокого уровня развития, мы можем сегодня гордиться тем, что в русской культуре есть и Чехов, и Толстой, и Достоевский, и Чайковский, и Мусоргский... Когда мы говорим о русской культуре, и даже о народной культуре, речь не идет, конечно, только о русской деревенской культуре.
Чехов говорил: «Все мы народ, и лучшее, что мы делаем, есть дело народное». Ведь кто такие профессионалы? Это люди, которые поднимают на самый высокий, профессиональный уровень свою национальную культуру. О том же говорил и Глинка: «Все мы учимся у народа, и та музыка, которую мы пишем, есть музыка народная». Подлинный творец, как правило, пересоздает в своем творении коллективный опыт. И если творческое развитие этого опыта идет по пути обогащения, обновления на том же, понятном языке, верно выбранными средствами, творец добивается подлинного признания. Вспомним, когда Микельанджело сделал своего Давида, весь народ Флоренции праздновал это как эстетическую победу своего времени.
Фольклор утратил свое созидательное влияние на культуру, когда народ перестал сам создавать свое искусство. Народная культура растворяется в последующих влияниях. Этот процесс происходит незримо, но абсолютно неуклонно. Меняется музыка, костюм, меняются, конечно, и движения. Причем зачастую эти влияния изменяют первозданный вид произведения до неузнаваемости, не создав при этом нового качества.
Сегодня в нашей стране, к сожалению, современного народного танца не существует, потому мы сейчас заняты только заимствованиями и подражанием. А подражание всегда искажает то, что подлинно. Все можно простить, когда элемент вливается в произведение искусства органично, помогая этому искусству больше раскрыться. Но при чисто механическом внедрении, представленном невыразительным набором разнообразных элементов, это произведение перестает быть искусством.
Почему классическое искусство живет веками? Потому что это то эстетически устойчивое явление, которое с особой яркостью и выразительностью характеризует культуру народа, его вкус, его уровень, создает его портрет, оно своими корнями связано с фундаментом культуры, который был создан фольклором. А то, что порождается неким временным влиянием, скорее мода, которая очень быстро вспыхивает и с такой же быстротой угасает, поскольку одно воздействие выталкивает предыдущее и само выталкивается последующим.
Искусство очень часто позволяет нам осязать мечту. Мечта позволяет нам осязать реальность. Но начинается все с мечты, с мысли. Будь то искусство, наука — не имеет значения. Например, стремление проникнуть в космос сначала возникает как желанная идея при полном отсутствии средств ее реализовать. Но, в конце концов, средства находятся именно благодаря господству идеи. Сам творческий процесс — процесс потусторонний и протекает в мире идей. Мышление же на материальном уровне закрывает дверь в более высокие сферы. Куцые мысли рождают куцые результаты. Творческая мысль лишена меркантильности, потому что творец полностью погружен в глубины творческого процесса. Мог ли Ньютон думать о выгоде, ища ответа на вопрос: почему яблоко упало на землю? Открытие закона тяготения — гениальный ответ на гениально поставленный вопрос. И первобытный человек, впервые сделавший роспись па глиняном горшке, и Ньютон, открывший всемирный закон тяготения, и Менделеев, и многие другие мыслители-творцы, воплощая свою потребность в творчестве, не задумывались о том, какую материальную выгоду принесет им их труд.
Но более всего меня потрясает, когда я углубляюсь в историю человечества, подвижническое самопожертвование величайших людей, мыслителей и философов, готовых порой даже идти на смерть ради своей идеи. Что руководило ими? Высочайшие представления о смысле жизни и о нравственности. Думаю, что ко всем им можно по справедливости отнести слова Чехова, восхищенного подвигом Пржевальского, завещавшего похоронить себя в пустыне, чтобы, и после смерти продолжая свое дело, оживлять се теперь уже своею могилой: «Читая его биографию, никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? но всякий скажет: он прав».
Я же вспоминаю в этой связи биографию Сократа. Как известно, великий философ, приговоренный согражданами к смерти за свое учение, не захотел воспользоваться возможностью побега, подготовленного его друзьями. Героизм духа проявился в нем благодаря полному пониманию им своего места па земле. Воображение часто рисует мне картину его смерти. В присутствии учеников выпив чашу с ядом цикуты, он нашел в себе силы хладнокровно и просто объяснить своим ученикам свои ощущения: «Ноги мои холодеют, я перестаю их чувствовать, холод поднимается все выше...» — голос его слабел, ученики склонялись к нему все ниже и ниже, и, когда холод подошел к самому сердцу, они услышали последние слова Сократа: «Жить — значить дать свет. Потом — плод. Что же еще?»
Перепечатано из издания: Моисеев И. А.
Я вспоминаю... гастроль длиною в жизнь. — М.: Согласие, 1996.
____________________________
* Материал 1998 г.