В 19 лет Дайсаку Икеда попал на семинар по буддийской философии. Встреча с Джосэй Тода, читавшим лекцию, оказалась судьбоносной: юноша узнал своего Учителя. Сегодня Дайсаку Икеда известен во всем мире как глава буддийского светского общества «Сока Гаккай», созданного его учителем, как философ, мыслитель, поэт и еще — фотохудожник.
Дайсаку Икеда появился на свет 2 января 1928 года. На побережье залива Токио его семья имела небольшой завод по переработке морских водорослей и торговый дом. Безмятежным и счастливым было детство Дайсаку и его четырех старших братьев. Дети всегда были окружены родительской любовью и заботой, с ранних лет интересовались музыкой, искусством, поэзией.
Вторая мировая война принесла суровые испытания. Поражение Японии, ужас воздушных налетов, ночные бомбардировки, охваченные пламенем города — трагедии и бессмысленная жестокость вызывали в сердце мальчика боль и негодование. Его братья были призваны на фронт, а для Дайсаку, как и для тысяч других школьников, уроки проходили на военном производстве. Болезненный и слабый, он с трудом мирился с тем, что в тяжелейшие для родной страны дни был мало чем полезен ей. Его старший брат погиб на Бирманском фронте, в сердце Дайсаку на всю жизнь запечатлелся образ матери, некогда веселой и сильной, а теперь беззащитной, словно впавшей в оцепенение.
«В глубоком духовном смятении я стал искать путь жизни в чтении, — напишет Икеда позже. — Погрузившись в чтение, я находил нечто неподвластное времени, глубоко человечное, универсальное, то, что затрагивало струны моей души». Книги Уитмена, Толстого и Гёте помогали вырваться из оков жестокого времени, вселяли желание посвятить свою дальнейшую жизнь устранению вражды и непонимания между людьми.
Все это он нашел благодаря своему учителю. Рядом с Тодой он прожил больше 10 лет, открывая не только буддийское учение, но и экономику, политику, философию, литературу, он впитывал пример сострадания и любви, глубокого доверия и уважения к людям, вступил в общество содействия миру, культуре и образованию «Сока Гаккай», возглавляемое Тодой, а в 1960 году сам стал его президентом. Целью общества являлась помощь в достижении прочного мира на Земле путем диалога с политиками, учеными и деятелями культуры и установление дружеских контактов между людьми.
Окончив институт Фудзи, Дайсаку Икеда начал выступать перед широкой аудиторией с лекциями об актуальных проблемах современности. Он разработал уникальную систему образования, включающую начальную и среднюю школы, университеты и аспирантуру, создал концертную организацию «Мин-Он», Институт ориентальной философии, Международный исследовательский центр по вопросам мира имени Джосэй Тоды, Бостонский центр по исследованию проблем XXI века. В 1973 и 1983 годах в Сидзуока и Токио открыл два художественных музея «Фудзи» с 30-тысячной коллекцией классических и современных произведений Востока и Запада. Благодаря организованным культурным обменам между Россией и Японией в этих музеях выставлялись шедевры Третьяковской галереи и Пушкинского музея. «При встрече с настоящим искусством сила прекрасного обнажает в человеке его внутреннюю сущность. В ее живительной ауре человеческая душа, снимая привычные социальные маски, обновляется и открывается силе любви и красоты», — напишет Икеда в одном из своих эссе.
Дайсаку было 24, когда он встретил свою любовь, единственную на всю жизнь. Канеко знала, что их счастье не будет долгим: Дайсаку был тяжело болен туберкулезом легких и, по прогнозам врачей, не должен был дожить до 30. Своей верой в благосклонность судьбы, заботой и подлинной любовью ей удалось спасти жизнь Дайсаку. Но по велению какого-то злого рока их семью ждала трагедия — смерть среднего из трех сыновей. Ему было всего 29 лет. Старший и младший пошли по стопам отца и связали свою жизнь с педагогикой.
Верный своей линии жизни, Дайсаку Икеда продолжал читать лекции теперь уже в вузах всего мира, вел философские диалоги с видными политиками, представителями разных духовных традиций, учеными, писателями, людьми искусства. За свою жизнь он провел около 1600 бесед, на основе которых опубликованы десятки книг более чем на 30 языках мира. Среди его главных литературных работ роман «Революция в душе человека» в 12 томах, произведения для детей и юношества «Дерево сакура», «Беседы с молодежью», диалоги с английским историком Арнольдом Тойнби «Избери жизнь», с М. С. Горбачевым «Моральные уроки ХХ века», с летчиком-космонавтом А. А. Серебровым «Земля, космос и человек», с писателем Альбертом Лихановым «Тропинка в страну детства».
В 1974 году Дайсаку Икеда впервые посетил СССР, о котором тогда, в период «холодной войны», все говорили как об опасной стране. После 10 дней в России Икеда с юмором делился своими впечатлениями: «Я очень доволен своим визитом, но у меня есть одна претензия. Я должен сказать, что советские люди слишком большие для меня. Когда я пытаюсь дружески обнять вас, то никак не могу соединить руки». Уезжая из Москвы в Ленинград с Ленинградского вокзала (и удивляясь, что из Ленинграда в Москву надо ехать с Московского), Икеда сделал открытие: «Стало быть, чтобы дойти до "человека", до его "человечности", мы должны отправиться в путь от "человека", то есть от самого себя и собственной "человечности". Так будет по-русски».
В Москве Икеда встретился с создательницей Детского музыкального театра Натальей Сац и был тронут ее теплой заботой о детях и жизнерадостностью. Он посвятил ей поэму «Солнечное счастье матери детского искусства» и пригласил театр на гастроли в Японию. «Культура и искусство рождаются на почве гуманности и человечности, — писал Икеда. — Красота присутствует там, где есть чувствительная, восприимчивая душа, умеющая замечать ее».
В 1975 году он встречался со студентами МГУ, говорил о духовном пути, способном сохранить в чистоте сердца людей, веру в человечность и милосердие. Проект «Музыкальное путешествие по Шелковому пути» стал отражением мечты Икеды о восстановлении культурных связей между Востоком и Западом; более 300 коллективов, участников этого проекта, из 20 стран мира выступили на сценах Японии. По приглашению «Мин-Он» в Стране восходящего солнца прошло более ста концертов российских фольклорных коллективов. От имени председателей всех творческих общественных объединений России Икеде была вручена Золотая Пушкинская медаль, а в августе 1983 года он был удостоен Премии мира ООН. Ему присуждены звания почетного профессора и доктора философии 200 университетами и институтами мира (в том числе МГУ, Болонским и Пекинским университетами, Французской академией и т. д.)
Путешествуя по разным странам, Икеда открыл в себе талант художника-фотографа. Он фотографирует везде, где появляется возможность, даря людям живые образы хрупкой красоты Земли. «Это — драгоценные мгновения, затрагивающие струны моего сердца. Все очень просто. Нет никакой особой техники. Есть только открытая душа, которая ведет честный разговор с природой и сопереживает судьбам всего сущего, — говорит Икеда. — Фотография для меня — это поэзия вечности в ускользающей красоте. А жизнь человека — ода победы духовного борения перед вечным мгновением».
Фотографии Дайсаку Икеды невозможно перелистать, как страницы незнакомой книги. Они сродни средневековым хокку и танка, глубину которых можно осознать, лишь настроив на них свое сердце. Они символичны, как символично все, что связано с его страной.
Плывущие гряды кучевых облаков, над которыми лучится солнце, необъятные просторы океана, открывшиеся с высоты птичьего полета, голубые тени деревьев на утреннем снегу, бережно укрывшем еще цветущие деревца-бонсаи, удивительные по своей красоте облики городовѕ Палитра словно воспетых в стихах образов, запечатленных здесь и сейчас. Поэзия вечности, пробуждающая красивые воспоминания.
Буддист Дайсаку Икеда особо подчеркивает в своих фотоработах единство мгновения и вечности: «Мгновение включает в себя вечность, а вечность — мгновение. Настоящее же является одновременно плодом прошлого и семенами будущего. Поэтому в каждом мгновении существования, поддержанного жизненной энергией, бьется уникальная ценность беспрерывного и бесконечного потока времени». Фотовыставка работ Дайсаку Икеды называется «Моя Вселенная», она побывала уже в 38 странах мира, в том числе и у нас. Все его фотографии пронизаны поиском мира и гармонии, целостности человека и Вселенной. Икеда продолжает вести диалог со всеми, кто открыт любви и красоте, кто готов снять маску и увидеть самого себя, встретиться со своей душой. Ведь любая жизнь, как считает Икеда, — это картины, нарисованные душой человека, и самая величественная картина из всех существующих — космос в душе. Нужно всего лишь впустить в себя тот единственный луч света, который поднимет нас на такую высоту, где нет места ни тщеславию, ни жадности: «Расцветайте, как цветы. Жизнь неповторима. Без колебания превращайте ее в яркие и большие соцветия. Пусть прекрасные цветы распускаются в вашем сердце и в вашем доме. Пусть цветение сердца станет факелом, ярко освещающим ваш путь в этом мире».