Как-то в одну из моих прогулок по Пекину ноги привели меня к храму  — это удивительно спокойный и умиротворяющий островок посреди шумного города. Побродив по храму и присев во дворе в тени вековых деревьев, я заметила бабушку, продававшую музыкальные инструменты. Они были очень необычные и совершенно мне неизвестные! Мы разговорились (правда, больше жестами), и теперь в моем доме живет маленькая китайская флейта, которая меня совершенно очаровала...


Ее название — сюн, а еще ее часто зовут китайской окариной. По форме сюн похожа на грушу и изготавливается из земли или глины (согласно традиции ба-гуа, музыкальные инструменты могут быть сделаны из восьми материалов, один из них — земля или глина).
Вряд ли кто-то сможет точно сказать, когда появился этот инструмент. Флейтам, найденным на западе Китая, примерно 7000 лет, но вполне вероятно, что существовали они и раньше. Наверное, сюн — самая древняя флейта на земле.
Сегодня сюн чаще всего делают из глины, которую затем обжигают, но много веков назад их изготавливали из камня и кости, а использовали скорее всего в качестве манков — для привлечения животных во время охоты. Самые древние сюн имели всего одно отверстие.
Шли века, и сюн медленно изменялась вслед за временем. Примерно каждые 1000 лет добавляли ей новое отверстие, а соответственно, и новое звучание. К концу династии Шан (примерно 3000 лет назад) она приобрела уже пять отверстий и превратилась во флейту с глубоким, проникающим в душу звучанием, и стала свидетельницей формирования китайской гаммы из пяти нот. Во время династии Хань (примерно 2000 лет назад) у нее появилось еще одно отверстие.
Со временем сюн становится важным инструментом, на котором играют дворцовую музыку. В эпоху Враждующих царств (около 2300 лет назад) эта музыка сопровождала жертвоприношения и обряды.
Сюн, на которых исполняли дворцовую музыку, делились по размеру на два вида — большие я-сюн, издававшие низкие звуки и использовавшиеся в конфуцианских музыкальных ритуалах, и сон-сюн, издававшие более высокие звуки. Сюн могли иметь форму гусиного яйца, персика, груши, тыквы, луны и даже бычьей головы. Сегодня самой распространенной является, наверное, грушевидная сюн.
У традиционных сюн от пяти до семи отверстий для пальцев и одно, в которое дуют. А у сегодняшних флейт отверстий даже больше: шесть наверху и два внизу — для больших пальцев, это увеличивает возможности звучания.
В Музее Гугун (музее императорского дворца в Пекине) сегодня можно увидеть красную восьмисантиметровую сюн, расписанную облаками и драконом, с шестью отверстиями — эта флейта сохранилась со времен династии Цинь.
Благодаря ее необычному, берущему за душу звучанию все произведения для сюн выражают сожаление, грусть, навевают печаль. Эта музыка очень изящная, загадочная, слегка грустная и непостижимая.
Так случилось, что ко времени правления династии Тан (примерно 1400 лет назад) сюн исчезла, и о ней совсем забыли.
Ее открыли заново в 70-е годы прошлого века — флейты сюн нашли во время раскопок в провинциях Шаньси и Хейнань. Но никто не знал, что это за предмет, не говоря уже о том, как он называется и для чего предназначен. Вскоре удалось выяснить, что это духовой музыкальный инструмент. Чтобы понять, как на нем играть, стали делать его копии из различных материалов, пробовали даже дерево и фарфор. Пока, наконец, из сотен образцов не появился инструмент, передающий музыкальный ряд. Сюн зазвучала печально, глубоко и ясно.
В последнее время сюн переживает свое второе рождение и сейчас уже широко используется в национальных оркестрах Китая. Правда, у современных сюн уже от 10 до 12 отверстий для пальцев, и на них можно играть 26 нот.
Мягкое звучание сюн, появившейся в эпоху неолита, и сегодня тревожит душу. Это кажется невероятным, но благодаря этой маленькой флейте мы можем услышать музыку, которая звучала более 7000 лет назад!
     

You have no rights to post comments