И веют древними поверьями
Ее упругие шелка…
А. Блок «Незнакомка»

Бог Аполлон обучил людей живописи, а мудрая Афина Паллада — ткачеству. В сотворчестве этих двух начал родилось искусство художественного украшения ткани — роспись по ткани, или батик. «Батик» — слово странное и непонятное. С одной стороны, знакомое (напоминает «бантик», что ли), а с другой стороны совершенно экзотическое, сказочное. Откуда оно родом?


Слово «батик» (предположительно от амбатик, что переводится как «гравировать», «писать», «рисовать») имеет индонезийские корни. И не случайно. В этой сказочной стране «трех тысяч островов» искусство батика считается традиционным. Ткань здесь расписывалась вручную, процесс это был очень трудоемкий, сложный и требовал от изготовителя большого мастерства. К процессу росписи ткани издревле относились очень серьезно, трепетно, как к священнодействию. Каждая вещь, создававшаяся таким образом, получала свою жизнь. У каждой ткани были свои особенные узоры, орнаменты, свое предназначение. Нас до сих пор поражают эти удивительные вещи, созданные много лет назад.
На Яве, в Индонезии, батик — народное искусство, владение которым передается из поколения в поколение. Традиционно батиком называют определенный способ окраски хлопчатобумажной ткани путем ручной резервации (закрепления) узоров воском.
Если говорить о технике изготовления яванских батиков, надо сказать о сложности, длительности и многоэтапности работы (в разных центрах изготовления имелась своя специфика). Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала 1-2 дня для размягчения ее держали в воде, стирали, сушили, затем кипятили в рисовом крахмале. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком. Рисунок наносили воском с помощью изобретенного в XVII веке прибора чантинга (в другой транскрипции — «тьентинг», «тьентин»). Чантинг представлял собой небольшой медный либо латунный сосуд с одним или несколькими носиками, прикрепленный к бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным восковым рисунком на несколько часов помещали в раствор красителя. За это время открытые участки ткани окрашивались, а закрытые воском — нет. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растекался. Потом сушили и заполняли воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов присутствовало в рисунке.
После окончания крашения ткань высушивали и удаляли с нее воск. Для этого ткань погружали в котел с горячей водой. Помните наши любимые сказки, в которых герой проходит огонь, воду и медные трубы и при этом совершенно преображается? Испытания, которые проходит окрашиваемая ткань, очень напоминают эти сказочные. Техника создания батика напоминает цепочку волшебных превращений. На каждом этапе появляется что-то новое: неожиданные переплетения узоров, необыкновенные цвета. А меняется не только герой — батик, но и тот, кто занимается его изготовлением, — мастер.
Только представьте, для создания полотна площадью в несколько метров требовалось 2-3 месяца кропотливого труда. Начиналось все с того, что мастер брал в руки карандаш и рисовал на ткани узор. Потом рисовальщица натягивала ткань и, взяв чантинг, расплавленным воском аккуратно заливала линии узора. Затем за работу вновь брался мужчина и окунал полотно в чан с краской. И так много раз, пока наконец на ткани не создавался задуманный узор.
Жители Явы использовали лишь три основных цвета: белый, синий (индиго) и темно-коричневый (сого). До сих пор это сочетание считается для батика классическим. Изначально традиционные индонезийские батики были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа по женской линии, и к ним относились как к живым, священным вещам. Известно, что некоторые батики использовались в особых ритуалах, обрядах. Издревле на Яве батиком-тулис (ручным выведением узоров в сине-коричневой гамме) занимались жрицы и женщины из царской семьи. Освоение искусства росписи ткани было частью системы традиционного воспитания привилегированных сословий и считалось своеобразным методом духовного самосовершенствования.
Изначально наряду с поэзией, музыкально-драматическими представлениями актеров, кукольно-теневым театром и придворными танцами батик входил в число шести «высших искусств», культивировавшихся на Яве.
Как же использовали яванские батики? Какова их судьба? С конца XVIII века и по сей день батики служат национальной одеждой индонезийцев (как мужчин, так и женщин) в виде каина пандянг — прямоугольного полотна размером 250х150 см, драпируемого на теле от талии до ладыжек наподобие юбки. Мужчины носят саронг из того же батика, который представляет собой широкую юбку, и головной платок из той же ткани. Женщины дополняют костюм широким плечевым батиковым шарфом и кебайя — приталенной блузой с длинными рукавами.
Поскольку батики, согласно индонезийской традиции, олицетворяли силу женских предков, они приносились в приданое. Наиболее древние узоры этих тканей носили магический характер, вера в который отчасти сохранилась и в наше время. Так, некоторые из древних орнаментов, например «рассыпанные зерна риса», символизируют пожелание плодородия и большого потомства. Другие же, по поверьям, способствуют счастью, взаимной любви и благополучию семейного очага, как, например, узор сидомукти, и по сей день украшающий парные свадебные батики новобрачных. Он состоит из традиционного набора повторяющихся мотивов: «рассыпанных зерен риса», изображения Древа Жизни и орла Гаруды (священной солнечной птицы в мифологии индонезийцев). Распространен узор со стилизованным рисунком храма, обрамленного крыльями Гаруды, что связано с пожеланием молодоженам счастья и божественного покровительства их семейной жизни. Узоров, украшающих батики Центральной Явы, в настоящее время насчитывается несколько тысяч.
Искусство батика всегда сочеталось с другими видами искусства яванских мастеров. В частности, резчики кукол Ваянга (кукольного театра) создавали узоры для женщин-батиковщиц, это было почетным занятием придворных аристократов. Благодаря редкому техническому совершенству исполнения и богатству орнаментов яванские батики с полным основанием можно назвать уникальным явлением в мировой культуре.
Было ли что-нибудь подобное в других странах? Изготовление тканей, украшенных в технике подобного типа, известно во многих странах, например, в Египте, Индии, Японии, Чили, Перу и Китае. Одни из самых древних росписей (2000 лет) — это двухметровые полотнища, найденные в месте захоронения одной знатной китайской дамы. Сохранились также литературно-исторические источники, свидетельствующие о том, что в Китае еще за 3000 лет до н.э. роспись по шелку проводилась только в присутствии Императора.
 На Руси также известна ручная роспись ткани (X-XI век), которая предшествовала знаменитым русским набойкам, где также резервировались участки ткани пчелиным воском, смолой и другими составами. Искусство росписи на Руси (вспомните многоцветье ивановских ситцев) сочетается с искусством резчиков по дереву. А сама техника росписи была схожа с яванским батиком-чап, где также для нанесения воскового рисунка использовались ручные деревянные штампы (печати).

С каждой новой исторической эпохой на его долю искусства батика выпадали новые и новые «медные трубы», менялись материалы, условия, менялись требования к работе. В ходе истории изобрели парчу и множество самых различных тканей, техник и материалов. Но ручная роспись ткани, пройдя испытания временем, все же сохранила свое лицо, а помогло ей в этом живое тепло человеческих рук.
Эпоха модерна с ее изящными витиеватыми орнаментами вдохнула в ручную роспись ткани новое дыхание жизни, вытянула батик из-за множества появившихся станков текстильных мануфактур. Это случилось именно в то время (конец XIX — начало XX в.), когда начали бурно развиваться промышленность и техника. Видимо, душа художника, не приемлющая серость и штампы, потянулась к исконному, ручному, наполненному жизнью. И батик откликнулся, впитав в себя орнаментальные искания модерна, заструился, заиграл радужными красками, сверкающими переливами шелка, пронизанного солнечным светом.
Древний индонезийский чантинг преобразовался в эпоху модерна в тонкую прозрачную стеклянную трубочку. Воск стал использоваться несколько иначе, появились другие красители, значительно расширилась цветовая гамма, но характер нашего героя остался таким же. Как и в стародавние времена, он мягок, гибок, шелковист, ярок и лучезарен, он хранит тепло и приносит радость. И по-прежнему в каждой расписанной ткани, в изящных узорах, в тончайших переливах цвета ощущается характер автора, мастера, создавшего произведение, отражаются удивительные оттенки его души. В каждой созданной вещи, в каждом батике чувствуется определенное настроение и то состояние, которое художник вкладывал в него с каждым изгибом линии, с каждым мазком кисти, с каждым новым цветом.
Пройдя серьезное испытание временем, батик расширил сферы своего влияния. Его можно встретить украшающим стены современных помещений. Появляется он в одежде наших современниц — воздушные шарфы, платки или шали и даже элементы изысканных вечерних туалетов, — своими тонкими светящимися переливами помогая создавать неповторимые образы. Вот одна из особых примет батика — на нем невозможно не остановить свой взгляд, невозможно не засмотреться и не улететь грезами в сказочный край узоров, где всегда распускаются волшебные цветы всех оттенков радуги и развеваются полупрозрачные вуали фей. Романтика? Наверное, да. Ведь благодаря своей утонченности и изысканности, батик действительно приверженец романтического стиля.
Появляясь в наших квартирах в виде панно, ширмы или покрывала, он приносит с собой атмосферу какой-нибудь полюбившейся нам традиции, к примеру, Китая или Страны Восходящего Солнца. А может быть, просто напоминает своим цветочным рисунком о теплых летних днях за городом. Или в виде миниатюрной открытки тонкой ручной работы приоткрывает нам окошко в иной мир — мир мечты, традиции, сказки.
Итак, у батика и сегодня много разных лиц, не менее прекрасных, чем раньше: от декоративного панно, одежды, платков, шарфов до маленькой открытки. В чем же секрет популярности нашего героя? Может быть, в том, что он радужными переливами красок и тонким сочетанием цвета оживляет череду наших таких похожих друг на друга наших будней? Или в том, что он напоминает волшебную сказку с вереницей образов, которые жили вместе с нами когда-то в детстве, а теперь почему-то почти исчезли и лишь изредка всплывают в памяти?
Как бы то ни было, он по-прежнему дарит радость переливающихся цветных оттенков. Кто знает, быть может, скоро и вы услышите, как повеют «древними поверьями» его «упругие шелка»…

You have no rights to post comments