Все, что я пел, — упражнения в Любви.

БГ

Послушайте, как плачет нэй[1],
Разлученная с камышовым лесом…

Руми

«О, Музыка! Ты — пища для души!» — восклицает известный герой Шекспира, точно цитируя… суфийскую мудрость. Музыка у суфиев почитается, пожалуй, как ни у кого другого, ей отводится центральное место в их практиках и обрядах. И эта традиция остается в неизменном виде уже как минимум восемь столетий! И если обычно главные музыкальные собрания-молитвы — сама — проводятся у священных могил суфийских мудрецов, то теперь их песнопения — каввали — можно услышать и на концертной площадке.

 

Каввали

На небольшом возвышении с белым покрывалом восседают шейх (учитель) и его ученики. В первом ряду те, чье мастерство уже позволяет подхватывать и в нужные моменты усиливать своим голосом и одновременно музыкальными инструментами неповторимую музыкальную линию, которую поведет учитель. Во втором — те, кто хлопками и игрой на ударных держат нужный ритм и хором подпевают в припевах. Все остальные участники священнодействия, куда допускаются все желающие, располагаются вокруг них. После небольшой сонастройки голосов и инструментов, а главное — мыслей и чувств, после краткого восхваления Аллаха и его пророков, главный певец — каввал — начинает неторопливое, но затейливое песнопение. Его импровизации голосом подхватываются другими певцами, которые тоже по очереди «высказываются», пропевая ту же строку немного на свой манер и повторяя свои же «трели» на гармонике. Затем вновь вступает мастер, хор из второго ряда не отстает… И так может продолжаться несколько часов.

Цель такого совместного музицирования — достичь неповторимого возвышенного состояния, транса. Но только не такого модного сейчас «улёта» в непонятные и опасные «астральные» дали, которое почему-то связывают с духовностью. Нет, очень простого, похожего на знакомое каждому человеку состояние влюбленного, опьяненного «нектаром любви». Когда будто крылья где-то за спиной, когда «мурашки», когда весь мир, который вчера казался враждебным, вдруг становится прекрасным, когда хочется выйти на улицу и крикнуть: «Люди, я люблю вас!» И неслучайно еще в XIII веке великий поэт-шейх и, конечно, музыкант Джалаледдин Руми и ученики его ордена называли себя «ашиками», то есть влюбленными.

Руми

И слова в песнях-каввали — не из Корана, ибо, глубоко почитая его, впрочем, как и другие священные писания, суфии стояли «над» канонами. Выше религии они ставили божественную Любовь, ведь религия — лишь средство, чтобы прийти к ней. И потому из уст каввалов звучит глубоко символическая поэзия газелей Руми и других поэтов-суфиев, почитаемых как святых. Ведь эти строки — плод их личных ярких переживаний, их опыта трудных поисков самого себя, открытия в своем сердце и обретения божественной Любви. Именно к сердцу нужно, подобно Руми, совершить паломничество, именно в сердце настоящая Мекка.

Путь этот длиною в жизнь, труден он, но только Любовь является для ашика путеводителем. И только Любовь — подходящее оружие в настоящей «священной войне», джихаде, со своим главным врагом — той личиной, маской, которая скрывает наше истинное Я — Бога внутри нас. Стихи Руми — о тоске по Возлюбленной и жажде Встречи с ней, об «опьянении души» Вином истины…

Музыка, по природе своей способная напрямую говорить с душой; голос каввала, наполненный особой магнетической силой и непосредственным проживанием; многократное повторение распеваемой строфы — сначала целиком, а потом уже отдельных слов и даже слогов; слияние всех поющих в одном хоре вместе с учителем, — всё это вместе помогало участникам музыкальной церемонии переживать очень высокие состояния. Часто в такие моменты вдруг приходило понимание нового смысла давно знакомых строк, недостижимое простым размышлением. Тогда удавалось уйти другим, освещенным этим озарением. И этот опыт сердца, единства со всем миром, становился жемчужиной, новым богатством, новой силой, с которой потом возвращаешься к обычной жизни.

О вы, рабы прелестных жен! Я уж давно влюблен! 
В любовный сон я погружен. Я уж давно влюблен.
Еще курилось бытие, еще слагался мир,
А я, друзья, уж был влюблен! Я уж давно влюблен.
Семь тысяч лет из года в год лепили облик мой — 
И вот я ими закален: я уж давно влюблен.
Едва спросил аллах людей: «Не я ли ваш господь?» —
Я вмиг постиг его закон! Я уж давно влюблен.
О ангелы, на раменах держащие миры,
Вздымайте ввысь познанья трон! Я уж давно влюблен.

Для Руми всякая любовь — к возлюбленной ли, к ремеслу, к земле, к родине — была ступенькой к любви истинной, а значит, и благом. Кстати, во многих суфийских орденах женщины участвовали в собраниях вместе с мужчинами, у многих известных мастеров были женщины-учителя, ученицы и духовные сестры, которые оказали сильное влияние на их жизнь и взгляды. Будучи чьими-то женами и матерями, они поддерживали свои семьи, одновременно продолжая свое внутреннее странствие к единению с Возлюбленным.

Есть основания считать, что суфийская мудрость и поэзия, достигнув через Мавританию юга Франции, способствовала возникновению культуры трубадуров, в своей «темной» (таинственной, символической) поэзии воспевающих любовь к Прекрасной Даме.

Духовное послание Руми
продолжает быть актуальным
и в наше время

Она — живой рубин, в котором всё прелестно
И блещут радости неведомых миров.
Сказать ли, кто она? Но имя неуместно —
Поклонник я того, кто враг излишних слов. (Руми)

Жаль, но от этой традиции «рыцарей-ашиков» остались, пожалуй, лишь любовные романы. Суфийские же ордена успешно существуют до сих пор, причем в последние десятилетия они активно распространяются по всему миру, собрав под свои знамена сотни тысяч членов. А сочинения Руми несколько лет назад стали самой популярной поэзией в Америке. Оказалось, что его духовное послание, призывающее к Единству — с самим собой и со всем окружающим, очень актуально для современного мира и может помочь решить его проблемы.

Нусрат Фатех Али Хан

Суфийская музыка тоже перешагнула границы исламского мира. Благодаря Питеру Гэбриэлу, большому любителю этнической музыки, западный мир узнал самого известного суфийского каввала — Нусрат Фатех Али Хана. Невероятно, но искусство пения суфийских гимнов передавалось в его роду из поколения в поколение более 600 лет — почти что со времен самого Руми! Трудно представить подобное в какой-то другой традиции. Интересно, что он сам поначалу не предназначался для миссии каввала, а собирался стать целителем, и никто не учил его пению. И вот когда мальчику исполнилось 16 лет, его отец умер, но через год явился ему во сне и сказал: ты должен стать певцом и продолжить мое дело. Нусрат ответил: но я не умею петь. Тогда отец дотронулся до его горла и сказал: нет, умеешь. Его дядя взялся за обучение юноши, и тот стремительно набирал мастерство. Через пять лет, пройдя практику в дядиной группе сначала в хоре, во втором ряду, Нусрат принял руководство семейным ансамблем после умершего дяди, будучи в свои 23 года уже известным каввалом. А вскоре в родном Пакистане он стал великим, почти как Гималаи. Но всю жизнь оставался очень простым и скромным человеком. Он многое сделал для примирения народов Индии и Пакистана.

На Западе его музыка произвела фурор. Али Хан, принятый как настоящий духовный голос Востока, стал самым знаменитым музыкантом «третьего мира». А его исполнение каввали на стихи Руми и других суфийских поэтов-мистиков воспринималось как самое ценное и значительное, что есть в сфере так называемой world music — «музыки мира».  Несмотря на огромный вес певца (140 кг, результат начавшейся тяжелой болезни), его исполнение было очень «драйвовым» и магнетическим. Али Хан часто выступал с разными джазовыми и роковыми исполнителями, его группу даже называли «исламским джазом». До своей смерти в 1997 году он успел записать с западными музыкантами несколько замечательных альбомов, например «Mustt, mustt», посвященный одному легендарному суфийскому мастеру.

Хазрат Инайят Хан

Сейчас, во времена, когда в мире усиливается межконфессиональная радикализация, суфии создали необыкновенный в своем роде фестиваль в Марокко, в старинном городе Фес. Во время расцвета ислама и суфизма там существовал научный и культурный центр с университетом, «интеллектуальная столица», где переплетались мусульманские и христианские традиции. В 2001 году суфийские музыканты решили проводить там фестиваль сакральной музыки и культуры, куда ежегодно приглашают музыкантов разных традиций и конфессий, чтобы показать истинное, чистое лицо ислама, его душу — щедрую, доброжелательную, миролюбивую. Кроме музыкальных концертов на фестивале проводятся лекции, кинопоказы, выставки, а также  специальный Форум — место встреч ученых, политиков, духовных и общественных лидеров, чтобы решать вопросы гармоничного существования.

Завершить рассказ хочется словами Хазрат Инайят Хана, суфийского учителя и музыканта, первым принесшего суфизм на Запад в начале XX-го века. «Все расы, нации… похожи на музыкальную мелодию, основанную на одном аккорде, где ключевая нота — общий интерес — удерживает столь много личностей в единой гармонической связи. Изучая жизнь, суфий учится у природы ее гармонии. Он устанавливает гармонию с собой, с другими. Он видит себя в каждом другом существе. Он не придает значения ни упрекам, ни восхвалениям, полагая, что они исходят из него самого. Он использует контрапункт, смягчая неприятную речь друга и превращая ее в фугу».



[1] Нэй — суфийская камышовая флейта.

        

 

Рассказ о Инайят Хане от Вилайят Инайят Хана (англ.яз.)

Первое знакомство России с суфийской музыкой и философией состоялось сто лет назад в 1913 году в Москве в Большой аудитории Политехнического Музея. Тогда на концерте знаменитого музыканта и философа Хазрата Инайят Хана, автора бестселлера «Мистицизм звука» в зале Политехнического присутствовала вся творческая богема: композиторы Александр Скрябин и Сергей Толстой, писатель Всеволод Иванов...

 

Нусрата Фатех Али Хан

Концерт в Бразилии (часть 3): http://www.youtube.com/watch?v=GMykkLRFyho

Nusrat in his best – молодой: http://www.youtube.com/watch?v=3uaSHOfpUZc&list=PLFC224D639876E207&index=36

Nusrat fateh Ali Khan - Sanson Ki Mala Peh Simrun: http://www.youtube.com/watch?v=0tH4WTeXO0k

Фильм о Нусрат Али Хане: http://www.youtube.com/watch?v=gXwFEeEG664

Клип - Nusrat Fateh Ali Khan - Tere bin nahin lagda (Без Тебя...): http://www.youtube.com/watch?v=zZvPZu7RJZM

Клип - Nusrat Fateh Ali Khan - Nothing without you – трек из знаменитого альбома «Mustt, mustt», записанного совместно с западными музыкантами: http://www.youtube.com/watch?v=q_YnHeK_edg

Rahat Fateh Ali Khan (племянник Нусрата) - O Re Piya (О Любимая) - Live in Vancouver 2010: http://www.youtube.com/watch?v=-C034ypSZTQ

Суфийская группа «Shams Ensemble» - Руми "Del tangam o didar to darman e man ast..." (рубаи № 321, 34)

Шамс – бродячий дервиш, ставший учителем для Руми. После встречи с Шамсом (в переводе – «солнце») Руми, будучи уже мудрецом и шейхом суфийской общины, резко перевернул свою жизнь. Плодом этого стала его мистическая поэзия – газели, рубаи. После трагического расставания с учителем, Руми стал подписывать свои творения его именем - Шамс

 

Ahura project (Мохаммад Эгбал & friends)

Музыкальный проект «Ahura Project» (АХУРА) был рожден в 1989 году в Европе, куда Мохаммад Эгбал был вынужден эмигрировать после драматических перемен в жизни родного Ирана. Иран был провозглашен исламской республикой, в которой жестко регламентировались любые культурные инициативы. Существовать в этих рамках Мохаммад не смог, и переехал в Европу, где прославился как один из самых талантливых и заметных суфийских исполнителей.

Музыка «Ahura Project» — это музыка суфизма, вдохновленная творчеством и жизнью персидских поэтов–мистиков, в первую очередь наследием Мевланы Джелаледдина Руми (1207—1273). Творческим девизом проекта «Ahura Project» являются слова Руми, которые стали поворотными в судьбе музыканта и привели его к пониманию своей миссии:

Звук может сделать Неслышимое — ощутимым

и Невидимое – услышанным...

Таинственным образом он может показать нам единство и суть вещей,

не становясь законом или религией.

Данное духовное послание «Ahura Project» пытается передать как посредством традиционных восточных звуковых структур, так и включением современных звуковых элементов. Мохаммад стремится использовать музыку как универсальное средство общения, чтобы объединить культуры и людей всех этнических контрастов и различий.

Все композиции «Ahura Project» — сочинения Мохаммада, принимающие на каждом концерте уникальные формы и оставляющие музыкантам достаточно свободы для импровизации. Каждое выступление этого удивительного музыкального коллектива — путешествие в волшебный полный поэзии мир мелодий, гармонии и вдохновения. 

AHURA in concert Munich 2012.flv : http://www.youtube.com/watch?v=u0C3-DPFl-A

AHURA. Sufi Music- Mohammed Eghbal, Christa Eghbal.flv: http://www.youtube.com/watch?v=AK7SkOdIYNc&playnext=1&list=PLFC224D639876E207&feature=results_main

Документальный фильм «Душа Суфия. Мистическая музыка ислама»: http://www.youtube.com/watch?v=2Q9pDtBzMKc

Чудесный суфийский инструментал: http://www.youtube.com/watch?v=o5Zmiw-FFbI

You have no rights to post comments