Поэма «Розовый сад» великого персидского поэта Саади начинается с описания великолепного сада, где поэт и его друг весело проводят время. «Утром, когда желание вернуться домой одержало верх над отрадой пребывания в саду, вижу я, — пишет Саади, — что и друг мой собрался в путь, полу свою наполнив розами и гиацинтами, настурциями и цветами базилика. И я промолвил:
— Тебе ведь известно, что недолговечны розы в садах и не всегда кусты роз в цветах, мудрецы же говорят: "Что непостоянно, то любви недостойно!“
— Что же делать? — воскликнул он.
Я сказал:
— Для развлечения и отрады всех желающих я могу написать книгу "Розовый сад“ — от жестокого дыхания осеннего ветра лепестки этого сада не облетят, его радостную весну круговращение времен не обратит в унылую осень».
Создать свой неувядающий сад стремятся многие мечтатели, поэты, художники.
Cад талантливой московской художницы Ирины Витошинской — сад, окруженный увитыми плющом стенами, — полон таинственных живых цветов. В них свет и тени, блеск зари и сумрак ночи, ветер и тишина, брызги дождя и зной лета...
Если уж нельзя обойтись без иносказания, наиболее точным подобием любого цветка ее сада будет утренняя заря: бело-розовое свечение вокруг пятна золотой пыльцы, вокруг мерцающего солнечного золота — как будто этим цветам поручено хранить память о рассвете, неустанно доказывать, что он существует, обновлять его смысл. В ее саду все время возникают таинственные метаморфозы: женские фигуры почти растворяются в цветах и листьях, украшающих их платья. Плоды, похожие на красные струи, льющиеся среди темной зелени, будто приоткрывают вход в иной мир.
Лопнувший огненный гранат, его рдяные зерна, разлетающиеся во все стороны, рождают прекрасное видение в окне замка: в утренней голубой дымке богиня Флора шествует по земле, разбрасывая цветы.
На бесконечных аллеях этого сада нежданно появляется Дух цветов, словно сотканный из сотен тончайших лепестков, которые сливаются в единый человеческий образ, таинственный и загадочный, существующий во времени, потому что зритель постоянно переходит от созерцания отдельных лепестков, листьев, цветов, которыми усеян холст, к лицу, которое они образуют. И вновь разглядывает лепестки, цветы, листья...
Такое мастерство доступно немногим. Им владел когда-то великий Арчимбольдо. А Ирина Витошинская, тщательно и любовно изучавшая наследие мастера, многому научилась у него. Хотя «научиться» этому нельзя. Нужно от природы обладать особым талантом создавать естественные образы при полном отсутствии всякой «заданности», обладать композиционным даром, тончайшим вкусом, незаурядным умением рисовать и видеть цвет.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на батик, который художница скромно назвала «Вид из окна», — шедевр Ирины Витошинской.
В основе композиции — великолепные цветки крымской датуры, выполненные в Крыму несколько лет назад. «В центре картины я изобразила часть своего дома, — говорит Ирина, — это башенки одиннадцатого этажа, которые я вижу из окна каждый день. Я люблю свой дом, и этот пейзаж мне очень дорог».
Простой мотив преобразился под кистью мастера в поэтически-сказочное зрелище. Тонко, со вкусом написанные цветы и растения не нарушают плоскостность изображения, напоминая ковер. А дом в центре выглядит как волшебный замок, воздушный и прозрачный.
Каждый год Ирина вместе с матерью отдыхает и лечится в санатории в Кратово. И постепенно, каждый день, собирает травы для своих картин, которые создаются так же неспешно. Творчество стало для художницы смыслом жизни, когда после автокатастрофы Ирина оказалась прикованной к инвалидной коляске.
Ирина Витошинская — незаурядный педагог. Несколько лет она с успехом возглавляет детскую студию «Ивита». Некоторые ее ученики поступили в художественные вузы и училища, некоторые стали лауреатами международных конкурсов творчества, работы некоторых опубликованы в художественных альманахах, журналах и газетах Москвы.
Она постоянно в работе. И сад Ирины Витошинской продолжает цвести.