Стали цветущие юноши, в легкой искусные пляске.
Топали в меру ногами под песню они с наслажденьем.
Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился.
Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного и стремился найти ее в себе и в обществе. Благодаря этому формировался образ человека идеального, красивого и внутренне, и внешне.
Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до н.э. |
Для времени столь отдаленного трудно говорить о каком-то одном танце, выражающем эпоху. Тем более что о самих танцах сведений немного. Но легко заметить главное: в Древней Греции танец считался прекрасным даром богов, в коем заключено единство душевной и телесной красоты.
Мироощущение древних сильно отличалось от нашего. Танец был общением с Божественным. И сами боги сходили на землю, дабы принять участие в плясках. «...Боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках» (Платон).
Лукиан в своем трактате «О танце» пишет, что образцы первозданного танца дают нам вселенная и космос. Когда Хаос сменяется упорядоченным движением, то есть Ритмом, на небе появляется «хоровод звезд», гармоничное сплетение подвижных и неподвижных светил. Так рождается танец.
Аполлон и музы |
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства. Надо сказать, что первоначально танец, музыка и пение были единым искусством. Для обозначения этого искусства употреблялось слово «хорея», означавшее коллективный танец. Платон же говорит, что хороводы были названы так из-за внутреннего сродства со словом «хорос» — «радость».
Существовало более 200 танцев, которые можно условно разделить на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические.
По преданию, священные танцы были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Но он преобразовал их, подчинив движения и жесты ритму, более соответствующему характеру и духу греков. Исполнялись священные танцы во время жертвоприношений и мистерий. Танец жреческий создавал особое пространство-время, в котором на землю спускался Божественный закон.
Пирриха |
Во время общественных церемоний и праздников на площадях и улицах исполнялись гражданские танцы. Например, пирриха — военный танец с оружием, имитировавший приемы боя.
У Лукиана встречается описание другого распространенного танца: «Ожерелье — это совместная пляска юношей и девушек, чередующихся в хороводе, который действительно напоминает ожерелье: ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения, — позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол, как водить хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести». Все это представляет гармонию мужского и женского начал, выраженную посредством танца.
Основная задача танцевального искусства, по выражению Лукиана, — «сообщение того, что задумано, и разъяснение скрытного». Танец обращен к природе и мифологии. Танец «Журавель» описывает подвиг Тесея. Юноша-предводитель хоровода вел за собой остальных участников танца, аккомпанируя хоровому пению игрой на лире. Рисунок танца символизировал лабиринт. Существует теория, что и сам критский лабиринт служил площадкой для священных танцев.
Обрядовые танцы сопровождали человека всю его жизнь. Танцем встречали рождение младенца, танцем праздновали его возмужание, танцем отмечали бракосочетание и уход в иной мир. Мне кажется, правильным будет сказать, что танец был естествен, как сама жизнь людей. И сам являлся Жизнью с большой буквы.