Легендарный театр Шекспира «Глобус», воссозданный на берегу Темзы американским актером в последние годы минувшего века, связал нить времен. Четыре столетия спустя он принес особый аромат шекспировской драмы в наш сегодняшний день.

Все началось в 1949 году, когда американский актер Сэм Уонамейкер приехал в Лондон. Он любил Шекспира, играл в постановках его пьес и был счастлив оказаться на родной земле великого английского барда. Как давно он мечтал об этом!

В Лондоне Сэм не нашел того, что искал. Нет, он знал, конечно, что театр Шекспира «Глобус» погиб во время пожара. Но он даже представить не мог, что от него вообще ничего не осталось. Какие там развалины — театр-то был деревянный. Напрасно он колесил на такси вдоль Темзы. Никто и слыхом не слыхивал, где тут стоял шекспировский театр.

 

И все же упорный американец был вознагражден за свои поиски. Он нашел-таки маленькую мемориальную табличку, которая гласила: «На этом месте стоял театр „Глобус“».

У Сэма Уонамейкера родилась новая мечта: он построит здесь театр — такой, как при Шекспире. Ради памяти о любимом поэте.

На осуществление мечты ушло ни много ни мало почти 50 лет. Вся жизнь.

Сэм Уонамейкер не зря сражался за свою мечту. Сегодня под лондонским небом с круглого деревянного помоста звучат слова трагедий и комедий Шекспира, и кажется, что «Глобус» со времен великого барда никогда и не исчезал с карты английской столицы.

Если подойти к театру ближе, то поражаешься, насколько он красив: почти целиком из дерева, лишь отдельные части раскрашены разными цветами под мрамор или под кирпич. Навес, закрывающий сцену, изображает небесную сферу.

У театра нет крыши, как не было ее у «Глобуса» времен Шекспира. Он круглой формы, и над ним часто пасмурное лондонское небо. Бегут облака...

«Оригинальный театр стоял в двухстах ярдах от этого места. Он был построен в 1599 году, — рассказывает Луиза Кюрен, руководитель пресс-службы театра «Глобус». — Наш театр сегодня — это реконструкция театра Шекспира, настолько близкая, насколько это было возможно сделать. Мы исследовали, искали, собирали воедино все, что было: свидетельства современников, рисунки самого „Глобуса“ и других театров того времени, цитаты из произведений Шекспира, где так или иначе упоминается, как выглядел театр и сцена. В 1997 году новый „Глобус“ был построен. Надеемся, Шекспир на нас не в обиде».

«Весь мир лицедействует». Это изречение Петрония было заимствовано труппой Шекспира и выгравировано на фронтоне театра «Глобус». Во время спектакля над театром развевался флаг с его названием и символом.

В театре помещалось до полутора тысяч человек. Цены на билеты были доступными. Самые дешевые — в партере. Там зрители стояли вокруг сцены на протяжении всего представления. Сидячие и крытые места на галереях стоили дороже.

Зрители в «Глобус» приходили самые разные. Богатые купцы и дворяне соседствовали здесь с мошенниками, ворами и дамами легкого поведения.

Пестрая и оживленная толпа пила и ела во время представления. Она громко и эмоционально реагировала на все, что происходило на сцене. Плакала, смеялась, вступала в диалог с актерами.

Актеры?.. Они были универсалами. Играли женские роли. А иногда и несколько ролей в одном спектакле.

В «Гамлете» читаем, какими хотел бы видеть актеров Шекспир: «Произносите монолог… легким языком; а если вы станете его горланить, как это у вас делают многие актеры, то мне было бы одинаково приятно, если бы мои строки читал бирюч… Не будьте также и слишком вялы, но пусть ваше собственное разумение будет вашим наставником, сообразуйте действие с речью, речь с действием; причем особенно наблюдайте, чтобы не переступать простоты природы: ибо все, что преувеличено, противно назначению лицедейства, чья цель как прежде, так и теперь была и есть — держать как бы зеркало перед природой».

Театр «Глобус», похожий на тот, который существовал четыреста лет назад, нужен и сегодня. Он помогает нам не только лучше понять Шекспира, его пьесы и время. Он говорит с нами проще, яснее, доступнее о самой жизни. О ее правде, загадках и тайнах. Доносит до нас магию искусства, которая есть в настоящем театре.

«Приходя сюда, ты начинаешь замечать такие детали, на которые раньше не обращал внимания, — продолжает свой рассказ Луиза Кюрен. — Все упоминания о погоде в текстах, например. Однажды — это было несколько лет назад — я пришла сюда смотреть „Короля Лира“. И во время знаменитой сцены с бурей вдруг начался сильный дождь, на небе засверкали молнии, разыгрался настоящий шторм. В тот самый момент, когда все это происходило на сцене. И это был непередаваемый опыт. Когда ты вдруг понимаешь: вот оно! Есть связь с тем, что происходит на сцене, с тем, что вокруг, в природе… И ты понимаешь вдруг глубже Шекспира. И что нечто подобное происходило в этом театре с актерами и со зрителями и в его времена.

Или другой пример. Актер произносит очень глубокий, трагичный монолог, и вдруг на сцену садится птичка. Потом она взлетает актеру на плечо… Театр и сама жизнь.

И ты понимаешь, что это всё: вмешательство природы, мира вокруг — было заложено в шекспировский текст. Он рассчитывал на эту связь, на зеркало природы, на правду самой жизни».

Сегодня в театре «Глобус» нет постоянной труппы актеров. Каждый сезон спектакли меняются, и для новой программы ищут новых исполнителей. Из разных стран: Венгрии, Италии, Франции.

А еще актеры, которые давно уже связаны с театром, уделяют большое внимание… педагогике. Они находятся в постоянном поиске — как преподавать Шекспира в школе. Детям 8–12 лет. Устраивают разные встречи, семинары, мастер-классы. На выезде, в школах и конечно же в самом театре.

В «Глобусе» очень гордятся этой гранью своей работы — прокладывать дорожку Шекспиру в сегодняшний день, раздвигать границы театральной сцены.

Публика сегодня в театре традиционно самая разная. Со всего мира. Разных возрастов. И что особенно радует, на спектаклях много молодежи. Не потому, что учителя насильно приводят в театр. Приходят сами. По словам Луизы Кюрен, постановки в «Глобусе» сильно отличаются от того, что можно увидеть в других лондонских театрах: «Вы приходите, покупаете билет „yard ticket“ за 5 фунтов, это недорого и это воодушевляет, и вы можете побродить вокруг, увидеть сцену с разных мест, приблизиться к ней. Актеры импровизируют с аудиторией. Когда вы, например, видите Гамлета, обращающегося к зрителям с репликой: „Вы считаете меня трусом?“, то естественно ожидать, что раздадутся возгласы „Да!“ или „Нет!“ Богатство текстов Шекспира подталкивает зрителя к тому, чтобы отвечать на них, реагировать на реплики актеров.

В зале часто бывает непредсказуемая атмосфера. Однажды на постановке «Генриха V» в зале было много французов. И можно было почувствовать во время сцены, когда Генрих готовится к битве с французами при Азенкуре, как воздух в зале наэлектризован — так явственно ощущался этот безмолвный ответ аудитории на слова, звучавшие на сцене. Это придало пьесе новую глубину, новую жизнь, новые аспекты».

Театр «Глобус» и вправду необычный. И потому что под открытым небом, и потому что атмосфера особенная — Шекспир все-таки. И потому что и для зрителей, и для актеров это всегда особый опыт и особое приключение. Здесь никто не знает, что ожидает его в следующий миг.

«Например, во время монолога дождевая туча накрывает театр, и актер может вымокнуть до нитки, но должен продолжать. Или на сцену могут прилететь голуби и на мгновение отвлечь от роли. Могут быть и шумы за стенами театра, особенно летом, когда много людей на берегу Темзы, или вдруг пролетающий самолет. Все это может и обогатить пьесу, и помешать ей. Но в любом случае, собираетесь ли вы играть здесь или наблюдать за спектаклем, должно принять, что все звуки и шумы — это часть опыта этого театра. Во время каждого спектакля что-нибудь такое случается. Нужно быть готовым к тому, что в любой момент что-то может пойти не так. В этом есть элементы неожиданности и естественности вмешательства природы. Это нравится актерам — чувство каждого мгновения и чувство риска».

Луиза Кюрен, давняя почитательница Шекспира, любит «Глобус», и не только потому, что здесь работает. На мой вопрос, любит ли она перечитывать драмы Шекспира, она ответила, что одно дело читать его пьесы, а другое — смотреть их в театре: «Можно их перечитывать и перечитывать, целиком или частями, возвращаясь к любимым отрывкам, но я убеждена, что важно смотреть Шекспира на сцене. Последнее, что я видела в „Глобусе“, была пьеса „Мера за меру“. И тут только, сидя в зале, я поняла, сколько юмора, остроумия в его пьесах. Когда ты читаешь один в комнате, у тебя есть только текст, и ты можешь пропустить многие важные идеи. А хороший актер делает их реальными, живыми. И ты проживаешь их сам, смеешься от души, и смех этот приносит облегчение, очищает душу».

А любовь, она всегда творит чудеса. Любовь американского актера Сэма Уонамейкера к великому английскому барду вернула Лондону и всем нам театр «Глобус». И сегодня он, деревянный, словно возникший ниоткуда путешественник во времени, готов укрыть нас за своими стенами от повседневной суеты. И сделать друзьями Шекспира. А может быть, и его учеником, кто знает. Вернее, учеником той мудрости и естественной простоты жизни, которые всегда прорываются из загадочного, глубокого мира в наш современный день. Преодолевая границы невозможного и барьеры забвения.

 

You have no rights to post comments