Вечер 28 декабря 1895 года. Немногочисленная аудитория разместилась в затемненном зале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Потрескивает какой-то аппарат, на экране возникает череда фотографических изображений… С этого вроде бы ничем не примечательного события началась история кинематографа. Хотя это не совсем так. Идея каким-то образом запечатлевать и воспроизводить «движущиеся картины» уже витала в воздухе. К 1895 году в Англии, Германии, Франции, Италии, США патентуются биоскоп, театрограф, анимограф, хронофотограф, зоопраксиноскоп, — десятки изобретателей, не связанных совместными исследованиями, в последние годы XIX века создают киноаппараты. Вспоминаются слова Виктора Гюго: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло». Но, чтобы это время пришло, потребовались усилия многих людей, осмелившихся посвятить себя «несерьезным увлечениям» задолго до 28 декабря 1895 года.
В 1888 году француз Эмиль Рейно открыл в Музее восковых фигур «Оптический театр» и восемь лет собирал полные залы своими «Светящимися пантомимами». Рейно был в одно и то же время механиком, оптиком, конструктором, рисовальщиком, декоратором, режиссером — универсализм, достойный некоторых умов Ренессанса! Он также изобрел аппарат, показывавший движущиеся картинки в рельефе, — первое стереокино.
Кино имеет фотографическую природу. Необходимо было научиться фиксировать изображения. Так начались эксперименты со светочувствительными материалами, и родилась фотография.
Первые изображения получил Жозеф Нисефор Ньепс. Его первая фотосъемка «Накрытый стол» (1823) потребовала 14-часовой выдержки!
Луи Дагер усовершенствовал этот процесс с помощью металлических пластин. Первыми дагерротипами были натюрморты и пейзажи, и фотография считалась разновидностью рисунка. До 1839 года выдержка была более 30 минут, затем сократилась до 20, что дало возможность получить изображения людей, застывших в неестественных позах, всегда с закрытыми глазами. Вскоре изобретение жидкого коллодия позволило сократить выдержку до одной-двух минут, а затем нескольких секунд. С того момента новая профессия фотографа стала привлекать тысячи людей. Одно из первых сообщений в русской прессе об изобретении фотографии (1840): «Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела… Ему нужны только лучи солнца. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа».
Томас Алва Эдисон изобрел первую фотопленку, причем его главным достижением стала перфорация, которая позволила уничтожить скольжение пленки и получить превосходную передачу движения. Эдисон и его ассистент Уильям Диксон также разработали и запатентовали кинетоскоп.
В 1872 году губернатор Сан-Франциско, страстный любитель скачек, заключил пари в одном споре: он утверждал, что лошадь, идущая галопом, в какой-то момент отрывает от земли все четыре копыта. За «доказательством» было решено обратиться к фотографу, эмигранту из Англии Эдварду Мейбриджу, который прославился фотографиями Аляски, тогда только присоединенной к Америке. Спустя шесть лет (!) после многочисленных опытов ему удалось это доказать с помощью 12 фотокамер, расположенных вдоль финишной прямой ипподрома. Когда полученные снимки просматривали через проектор, казалось, что лошадь движется.
Изучением свойства сетчатой оболочки человеческого глаза удерживать образ объекта после исчезновения его из поля зрения (этот эффект называется инерцией зрительного восприятия) занимались в XVII и XVIII веках Ньютон и Шевалье д’Арси. На основе исследований Питера Марка Роджера английский физик Майкл Фарадей сконструировал в 1830 году прибор — «колесо Фарадея», а Джон Гершель создал первую оптическую игрушку, в которой использовались рисунки.
Вообще история рождения кино представляет собой череду разрозненных открытий и изобретений в механике, оптике, химии, которые встретились в один момент истории. Это счастливое стечение обстоятельств и привело к знаменитому киносеансу в подвальчике «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов, 14. Братья Луи и Огюст Люмьеры, создавшие проекционный аппарат и организовавшие первый киносеанс, постановили, что кино создано для регистрации жизни. И больше ничего. «Открыть объектив на мир» — таким был девиз, которому в начале 1896 года следовали все операторы Люмьера. Они отправлялись во все концы: Алжир, Тунис, Италию, Бельгию, Испанию, Америку, Японию, Индокитай, Россию. Один из его операторов «случайно» изобрел съемку с движения, когда снимал с гондолы на каналах Венеции.
Так многие известные и неизвестные нам герои по камешку строили, иногда даже не подозревая об этом, новое искусство.
После первых киносеансов, как каждый новорожденный, кинематограф пережил период становления канонов: учился передавать мысли и состояния, располагаться в пространстве, осваивал новые территории. И всегда он привлекал к себе творческих людей из самых разных областей искусства, науки, техники, новаторов и первооткрывателей. Но это уже другая история.
Дополнительно:
Camera obscura, «темная комната», — светоизолированное помещение или ящик с небольшим отверстием, снабженным фокусировочными линзами. Внутри ящика установлены зеркальные линзы, которые проецируют изображение на специальную поверхность или экран.
Первое упоминание о camera obscura мы встречаем у Леонардо да Винчи: «Если портал какого-либо здания, площадь или пейзаж освещены солнцем и если на противоположной, не освещенной солнцем стороне поставить закрытое строение с небольшим отверстием, все освещенные солнцем предметы отбросят через отверстие на противоположную стену строения свои подлинные, но перевернутые образы».
Однако пройдет не одно столетие, прежде чем будет найден способ фиксировать изображение с помощью светочувствительных материалов.
Laterna magica, «волшебный фонарь», — популярный аттракцион, получивший распространение в Европе в Средние века. В 1719 году в философском словаре можно было найти такое описание «волшебного фонаря»: «Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища таким образом, что тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства».
В XIX веке «волшебный фонарь» использовался в просветительских целях. Так, в Лондонском Политехническом институте в 1848 году впервые был прочитан курс лекций, проиллюстрированный с помощью «волшебного фонаря». Во Франции проводились сеансы «театра иллюстрированной науки», а некоторые лекции в Сорбонне сопровождались проекциями. В Англии для «волшебного фонаря» были переложен весь Шекспир, Вальтер Скотт, «Робинзон Крузо». Демонстрации устраивались под декламацию отрывков из произведений этих авторов. «Волшебный фонарь» широко использовался в религиозных целях: иллюстрировались сцены из Священного писания и демонстрировались в детских приютах.
Один из пионеров советского кино Михаил Кауфман снимал совершенно удивительные эффекты. Вместе с братом Давидом Кауфманом (Дзигой Вертовым) они работали над экранным журналом «Киноправда», снимали фильмы «Киноглаз», «Шестая часть мира» и многие другие. Их девизом стало: «Никаких инсценировок! Жизнь врасплох!» Всю аппаратуру для этих невероятных съемок Михаил придумывал, изобретал и конструировал сам из подручных материалов.
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ ВЕДУЩИХ КИНОДЕРЖАВ
Во Франции
Одним из первых влюбленных в кино стал Жорж Мельес, побывавший на одном из сеансов у Люмьеров в Париже. С 1886 года, иллюзионист и фокусник, он начал творить в кино и сейчас считается основоположником игрового кино в отличие от братьев Люмьер, положивших начало кинодокументалистике. Мельес начал создавать «большие» (продолжительностью до получаса) зрелищные картины на сказочные и фантастические сюжеты. Во многих из них режиссер играл сам. Это самые знаменитые фильмы, созданные во Франции в эпоху рождения кино: «Путешествие на луну» (1902), «Гамлет» (1907), «Завоевание полюса» (1912) и многие другие. При создании трюковых фильмов Мельес применял спецэффекты, так, например, стоп-кадр — это его изобретение. Успех Жоржа Мельеса продлился недолго: он не выдержал конкуренции с более мощными фирмами, поставившими производство фильмов на промышленную основу.
В США
Один из первых выдающихся кинорежиссеров Америки Дэвид Уорк Гриффит снял около 500 лент, самые знаменитые — «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916). Он первым стал рассматривать кинокамеру не просто как технический аппарат, а как орудие творчества. Гриффит использовал крупный план для усиления выразительности образа, применял неизвестный прежде очень дальний план, снимал движущейся камерой, для съемки всадника поставив ее на быстро мчавшуюся автомашину, использовал неизвестный до этого прием ретроспекции — «возвращения в прошлое». Нам сегодня все это кажется очень естественным и понятным, а тогда это была революция, и Гриффита называли создателем нового киноязыка, «Шекспиром экрана».
В Италии
Еще в 1895 году Филотео Альберини подал заявку на киносъемочный аппарат «кинетограф Альберини», а уже с 1909 по 1916 годы Италия стала основным производителем фильмов в мире.
Началось итальянское кино со съемки в 1896 году Итало Паккьони фильма «Прибытие поезда на Миланский вокзал», в точности повторяющего сюжет известного «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сиота» братьев Люмьер. В период, когда кино было аттракционом, сюжеты часто кочевали из одной картины в другую и «прибывающих поездов» было снято бесчисленное множество.
В 1901 году открылись кинотеатры во Флоренции и в Риме, с 1904 года возникли первые киностудии в Турине, Риме, Неаполе и Милане. В 1905 году Филотео Альберини снял первый серьезный фильм «Взятие Рима» — историческое действие в семи картинах, выполненное при содействии военного министерства, предоставившего мундиры, артиллерию, оружие. Этот фильм длиной 250 метров восстанавливал событие, которое 20 сентября 1870 года завершило объединение Италии.
Итальянская кинематография отличалась зрелищными и эффектными картинами на историческую тематику, использовались массовые сцены и роскошные декорации. Одна из самых ярких картин — «Кабирия» Джованни Пастроне. Это двухчасовая эпическая лента, в которой уже тогда применялись почти все основные технические средства и приемы современного кино: тележка, панорамирование и наезд, искусственный свет. Сюжет стал многоплановым, а действие искусно переносилось из одного места в другое.
В Индии
Кино пришло в Индию с показом в 1896 году в Бомбее шести фильмов братьев Люмьер. Индия была колониальной страной, поэтому долгое время фильмы там снимали англичане (включая непременное «Прибытие поезда на Бомбейский вокзал» в 1899 году).
Первый индийский фильм совместно с англичанами снял в 1912 году Дадасахеб Торне. Это был 40-минутный «Пундалик» о жизни маратхского святого.
Постоянное кинопроизводство началось в 1913 году, после выпуска Дхунднраджем Говиндом Пхалке полностью индийского фильма «Раджа Харишчандра» по мотивам «Рамаяны» и «Махабхараты». Этот 40-минутный фильм до наших дней определил направление развития индийского кино, глубоко национального и колоритного.
В Австралии
В 1906 году вышел первый полнометражный фильм «История банды Келли». Снятый режиссером и сценаристом австралийцем Чарльзом Тейтом, в Австралии фильм впервые был показан 26 декабря 1906 года, в Англии в январе 1908-го. Длился он около 60 минут, и по тем временам это было экстраординарным событием. В фильме рассказывалась история легендарного Робин Гуда Австралии — бушрейнджера Неда Келли.
Большинство сцен было снято в семейных владениях семьи Тейтов, декорации делались на заднем дворе их семейного дома в Мельбурне, в фильме снимались члены семьи режиссера. Фильм сопровождался живыми звуковыми эффектами и дикторским текстом или актерским озвучанием, титров к фильму не было.
До наших дней дошло только 17 минут фильма.
В Японии
Киноаппараты Эдисона и братьев Люмьер появились в Японии в 1896 году; но первые видовые, а затем и игровые японские фильмы вышли на экран через три года. Начало XX века японская кинематография встретила во всеоружии: шли съемки спектаклей театра «Кабуки» и событий боксерского восстания в Китае, видов горы Фудзи и шумных токийских улиц. А вскоре японские фильмы стали вытеснять с национальных экранов зарубежные боевики. Япония стала первой в мире страной, поставившей кино на службу школе, просвещению. Однако за пределы страны кино долго не выходило. Своеобразие развития японского киноискусства состояло не только в том, что поначалу это был просто сфотографированный театр, в котором женщин играли мужчины. Другой необычной особенностью было то, что, по существу, японское кино никогда не было немым! Беззвучные фильмы сопровождали комментаторы — бенси, пользовавшиеся популярностью не меньшей, чем киноактеры. Бенси комментировали экранное действие, поясняли непонятные японцам обычаи зарубежных стран, сочиняли диалоги и даже порой критиковали демонстрировавшийся фильм. Таким комментатором был Хэйго Куросава, старший брат Акиры, часто водивший его в кинотеатры.
Во всем мире…
История кино в Дании связана с деятельностью одной только компании «Нордиск филмз компани», основанной в 1906 году Оле Ольсеном. Первым ее успехом был фильм «Охота на львов», снятый под руководством Вигго Ларсена в Эллеоре на острове в Роскильд фиорде с участием актера Кнута Лумбюса Лунда.
В 1908 году Финляндия выступила на арену кино с фильмом «Самогонщики», который, по-видимому, был близок к инсценированной хронике.
В Барселоне в 1909 году была основана компания «Испано-фильм», а в Лиссабоне — «Эмпреза португеза синематографика», хотя обе ограничились съемкой документальных фильмов.
Даже в Китае в 1904 году испанец Рамос снимал первую китайскую кинокартину.
Пионером кинопромышленности Германии был Оскар Месстер. В 1905 году он открыл кинотеатр «Биорама» на Унтер ден Линден в Берлине и начал выпускать фильмы.
Польша в 1908 году выпустила комедию «Антоша первый раз в Варшаве» с комиком Антоном Фертнером в главной роли.