Окончив 25 лет назад МГТУ им. Баумана и ни дня после этого не проработав по специальности, я много раз впоследствии возвращался к одной и той же мысли: а вот не зря ли вообще я учился? Столько государственных денег было потрачено, столько моих личных сил и нервов израсходовано на подготовку инженера, который инженером не работает. Оправданы ли эти затраты?
После окончания университета мне пришлось поработать плотником, администратором, генеральным директором, преподавателем, издателем и репетитором, не считая мелких увлечений. Ни одна из этих профессий не потребовала от меня знаний по физике плазмы, умения брать интеграл по поверхности и чертить любую деталь в трех проекциях. И каждый раз, берясь за новую работу, я с благодарностью вспоминал родной университет, ясно понимая, что без него я мало что был бы способен сделать.
МГТУ им. Баумана, главный корпус
«Школа», как мы, будучи студентами, между собой называли МГТУ, не сделала меня инженером, но научила меня учиться. Тот особый дух, атмосфера, которые царили там, традиции и преподавательский состав, обучение в аудиториях и проверка в лабораториях — все это в конечном итоге сформировало во мне (как и в других студентах) твердую убежденность в том, что неразрешимых проблем не существует в принципе. Учебный прессинг, сложность и непонятность предметов (теория газоразрядных устройств рождалась, как мне теперь кажется, прямо во время ее преподавания нам) вкупе с внутренним задором, который передавался от наставников, научили нас не бояться никаких трудностей.
В наше время бытовал анекдот, когда студентов разных вузов спрашивали, сколько им потребуется времени, чтобы выучить и сдать японский язык. Студент-бауманец в том анекдоте интересовался: а методичка есть? Да, отвечали ему. Сейчас перекурим и сдадим, отвечал бауманец. И это был не только анекдот, так примерно все и происходило.
Газовый разряд в вакуумной камере в лаборатории кафедры Э-8 МГТУ им. Баумана
Итак, университет не сделал меня специалистом, но дал мне образование и научил меня учиться. И сегодня мне кажется, что это две основные задачи, которые должен решать вуз: давать образование, кругозор и учить самостоятельно учиться. Специальность на этом этапе не нужна!
Повторюсь, за свою жизнь я освоил очень много специальностей. Даже бухгалтером стал. Оказалось, что научиться чему-то очень просто, если есть навык и знание основных принципов.
Поэтому сегодня мне кажется, что высшее образование должно быть именно образованием, а не натаскиванием на специальность. Разве может молодой человек 17-18 лет понимать, кем он будет работать в жизни?! Конечно же, нет. Вуз должен воспитать в нем качества будущего ученого и творца, должен дать мировоззрение, но не должен давать узкую специализацию.
Одним словом, я думаю, что система высшего образования должна воспитывать не столько специалиста, сколько человека. Специалистом он еще успеет стать, когда поймет, какая именно специальность ему нужна. А вот человеческие качества, научное мировоззрение и способность к самостоятельному обучению и творчеству — это то, что должен давать вуз.