Разговор об идеологии и мировоззрении продолжим вопросом: что общего у телескопа и скептика? Общий у них корень — «*spek». Этот корень протоиндоевропейского происхождения имеет значение «наблюдать», «исследовать». Именно этот смысл в него вкладывали философы-скептики. Сейчас, по-моему, скептицизм понимается как необходимость сомнения во всем (кроме, естественно, того, что во всем надо сомневаться). Слово «сомнение», однако, имеет другой корень, со значением, которое можно выразить как «двойной ум» или «двойственный ум» — что-то неустойчивое и неопределенное.
Философ-скептик — это исследователь, который понимает, что процесс познания не завершен, и потому он воздерживается от окончательного суждения. Как пишут исследователи скептицизма, воздержание от суждения — это своего рода «остановка ума». В этом скептики очень близки к некоторым восточным философам. Впрочем, есть мнение, что основатель скептической школы Пиррон из Элиды учился у индийских гимнософистов. Это конкретная и очень не простая работа над собой, ведь наш ум формирует суждения, прежде, чем мы успеваем это осознать.
Однако при чем тут мировоззрение и идеология? Интересно, что мировоззрение скептики понимали не как совокупность определенных идей и принципов, а как способ рассуждения. Мне кажется — это очень важно и для нас — учиться размышлять, рассуждать, исследовать, понимая при этом, что любое мнение ограничено. Благодаря этому размышлению, поиску, и испытанию в жизни, во мне и рождается философ.