Перед Новым годом и после него побывал на выставке «Эльдорадо. Золото индейцев». Так как мы и сами готовим выставку о символах и мифах, было интересно услышать ведущих, увидеть и даже потрогать экспонаты, тем более, что многие из них подлинники (трогали только копии, и только с разрешения). Много мыслей, остановлюсь здесь только на двух. Первая о жертвоприношении, вторая о двойственности нашего мира.
Тема жертвоприношения, наверное, самая сложная для нас, и не столько в силу сложности самой темы, сколько из-за гигантских различий между нашим сегодняшним мировоззрением и мироощущением древних майя и ацтеков. Нам свойственно считать себя точкой отсчёта для всего в этом мире, и поэтому древние американцы для нас «жестокие» и «кровожадные варвары»… Но дело, возможно, в совершенно иной системе ценностей, где физическая жизнь — не самое главное, и низшее приносится в жертву высшему. В этом смысле нам сегодня свойственно обратное…
Интересны параллели с другими традициями. Древняя индийская Бхагавад Гита говорит, что мир создан жертвой Кришны; древняя майяская «Родословная владык Тотоникапана» говорит, что наше (пятое) Солнце существует и движется благодаря тому, что боги принесли себя в жертву ради людей. Для меня это стало поводом задуматься и о своей собственной жизни, а иначе зачем всё это изучать?
А насчёт двойственности мира — смотрите фото. Это золотое императорское украшение с двумя головами, смотрящими в два мира: здешний и иной. Наверное, великое благо — видеть видимое, невидимое, и связь между ними… или хотя бы быть рядом с таким человеком.