После нескольких давних и недавних разговоров о философии, я задумался, ну хорошо, вот мне близок идеализм, но что это значит? Наверное, первым всплывает знаменитый вопрос — что первично: бытие или сознание, и «естественное» противопоставление идеализма и материализма. Однако для меня это вопрос не выбора философской системы или учения, а, прежде всего, выбора ценностей и ориентиров в жизни.
Впрочем, написав «выбор», я подумал, что точнее будет сказать «осмысление» или «осознание» того, что дорого и значимо моему сердцу («выбор» создаёт ощущение чего-то внешнего). Эти глубоко внутренние, и я бы даже сказал, природные ценности — отражение моего идеала — я выражаю в своих поступках и т.д., ради них я работаю и над собой.
Тут, мне кажется, может возникнуть путаница между понятиями «идеал» и «идеальный образ» (все эти «идеальные мужья», «идеальные женщины», «идеальные люди» и тому подобные пустые понятия, ибо, как говорил Платон: совершенство — птица, которая не живёт на Земле). Первое рождается изнутри, и в каком-то смысле и есть я сам. Второе мы придумываем себе, как нечто внешнее.
Философ-идеалист рождается изнутри, из нашей души, может быть, это и есть сама наша пробуждающаяся душа. Идеализм — это не механическое подражание, не внешнее копирование (как в сказке о Царевне Лягушке, жёны братьев, пытаясь подражать Василисе, забрызгали и забросали гостей костями), которое ни к чему хорошему, кроме разочарования, усталости и кризисов не приведёт.
Суть идеализма, мне кажется, хорошо передает Плотин: «Обратись к самому себе и посмотри. Если же не увидишь красоты в самом себе, поступай подобно скульптору, творящему прекрасную статую: одно он отсекает, другое полирует; одно сглаживает, другое подчищает — пока не добьётся своего. Так и ты — удали лишнее! Выпрями то, что криво, очистив темное, сделай его сияющим; и не прекращай обрабатывать свою статую, пока не заблистает перед тобой богоподобная сияющая красота добродетели, пока не узришь мудрость, восседающую в священном чистом величии»…