Одиссея — масштабное произведение, и ни в какую лекцию его смысл и идеи не вместятся. Что-то я понял, готовясь к лекции, что-то начинаю понимать после нее, а что-то осознал прямо на ней. Вот об этом последнем и речь, точнее, о символике сирен. У меня было о них определенное представление. И те иллюстрации, которые я нашел, на первый взгляд его подтверждали. И, как я теперь понимаю, это была ошибка. На тему Одиссеи написано множество картин, но надо понимать, что картина — это своего рода комментарий, толкование художником вдохновляющего его символа. И этот комментарий отражает не только глубинный и универсальный смысл мифа, но и самого (а может, прежде всего, самого) художника с его личным опытом.
На древнегреческих изображениях сирены — полуженщины и полуптицы, в соответствии с тем, как описывается это в мифах Греции. Однако начиная с эпохи Возрождения они сближаются с русалками, приобретая более женские черты, или вообще изображаются в виде женщин, а точнее обнаженных женщин. Возможно, потому что на картине трудно передать их чарующие голоса, очаровывают путников они более «привычным» способом. Поэтому я подумал, что сирены — это голоса наших страстей, инстинктов, связанные с эротическим началом. Однако ведь дело в том, что эта трактовка дана художниками с их личным опытом, возможно, именно в этом они видели то, что сбивает с пути именно их, чему трудно противиться, что возможно преодолеть только «привязав» себя к мачте — нашему внутреннему стержню.
Настоящий смысл сирен гораздо шире — это голоса наших желаний, которые уводят нас с Пути, и голоса эти могут быть очень разными. Вопрос к себе: чего я хочу, чего я вожделею в жизни как самоцели, к чему я привязываюсь, как к некоему «стабильному состоянию» и мне уже трудно двинуться дальше? И это может быть удовлетворение личных амбиций, карьера, домашний уют, желание быть любимым, успех, одним словом множество способов получения удовольствия, от которых нам трудно оторваться, чтобы двинуться дальше.
Интересно, как Одиссей проходит это испытание. По совету Кирки он залепляет уши своих спутников воском, а себя просит привязать к мачте. О мачте как внутреннем стержне уже говорилось, а что значит первое? Исходя из своего опыта, я думаю, это значит избегать лишних искушений, не дразнить свои чувства лишний раз. Наверное, об этом говорит другой древний текст: «оберегай свое низшее, чтобы не осквернило оно твое высшее».