Одно размышление после лекции о скандинавской мифологии. Есть в Старшей Эдде интересная часть под названием «Перебранка Локи» — Локи заявляется на пир богов-асов и начинает уличать их в самых разнообразных грехах. Достается всем: Одину, Тюру, Браги, их супругам, другим менее известным божествам:
Ты, Один, молчи!
Ты удачи в боях
не делил справедливо:
не воинам храбрым,
но трусам победу
нередко дарил ты...
Всех асов можно за что-то упрекнуть, все они, несмотря на свое положение и святость, совершали поступки, которые можно назвать неблаговидными. Возникает очень двойственная ситуация. С одной стороны, Локи прав. Асы несовершенны. Но с другой стороны, несовершенство — не самое главное и не самое важное в них. Почему же Локи видит только их ошибки, ведь сам он от совершенства еще более далек?!
Но ведь сегодня мы тоже вступаем в эту «перебранку Локи», развенчивая былых героев. Возможно, в этом есть доля правды, ведь герои — это люди, и они несовершенны. Но развенчивая героев, мы перестаем верить и в идеалы, которые их вдохновляли, ведь заодно с недостатками мы отбрасываем и их достоинства. И в итоге оказываемся в плоском, как блин, мире обыденности, в лишенном вертикальности мире без святых и героев, наедине со своей внутренней пустотой, в центре которой есть только один ориентир и ось — я сам.
В XIX веке об этом процессе, называемом десакрализацией, заговорили философы, в XX веке с его развитием и последствиями столкнулись психологи, а в XXI веке - медики, пытающиеся разобраться в причинах наших неврозов и депрессий.