Сообразно сущности каждого бывает его вера, Бхарата,
Человек образуется верой, он таков, какова его вера.
(Бхагавадгита. Глава 17. Перевод Смирнова Б.Л.)
Конечно, толковать Гиту — дело крайне трудное, тем более что в первой строчке сущность человека определяет веру, а во второй — наоборот. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть их взаимную зависимость и взаимное влияние, и, мне кажется, даже тождественность. Интересно, для Гиты важнее не объект веры, а природа самой веры, которая отождествляется с сущностью самого человека. Объект веры, если так можно выразиться — прямое следствие моей природы, притяжение подобного к подобному. И вера — своего рода «резонанс» между мной и тем, во что я верю; и возникает он в силу сходства или даже единства природы.
Обычно говорят, что мы верим в то, что считаем реальным, но мне кажется, то во что мы верим, становится для нас реальным именно благодаря вере. Возможно, именно на это указывает праиндоевропейский корень *wēr- (истина). Т.е. если «я верю» во что-то/чему-то, оно становится для меня символом чего-то живущего в моей собственной душе, и синонимом «я чувствую» и «я ощущаю». Это чувство иррационально и не поддаётся объяснению, ему можно только поверить, тем самым придать ему реальность.
Этот очень глубокий, внутренний выбор — акт веры себе самому, точнее, своей собственной душе (назовем ее коллективным бессознательным или самостью — неважно) — самый первый и самый трудный, который определяет всю нашу судьбу. Проще верить книгам, науке, привычным и общепринятым представлениям, чему-то, как нам кажется, «рациональному», «доказанному», «обоснованному». Насколько я понимаю самого себя, именно с такого выбора начался мой путь в философской школе.