На прошлой неделе читал лекцию о странствиях Одиссея и понял для себя еще один символический образ. Он очень ярко показан и в фильме Кончаловского.
Это происходит на последнем пиру женихов Пенелопы, когда она предлагает им выстрелить из одиссеева лука так, чтобы стрела пролетела насквозь через 12 колец. Т.е. очевидно, нужен очень точный и «прямой» выстрел. Понятно, что никому из женихов, несмотря на похвальбу, не удается даже натянуть тетиву. Тогда лук берет сам Одиссей, который находится на этом пиру в облике нищего, в лохмотьях. Он легко натягивает лук, и его стрела пролетает через все 12 колец, не задев их. Вот в этот момент, можно сказать, Одиссей вернулся, и подтвердил свое право на Итаку и Пенелопу.
Как говорят исследователи, хитроумный Одиссей — «трикстер», обманщик. Даже по своему роду — он внук то ли Автолика, то ли Сисифа (оба прославились как обманщики и хитрецы), и правнук Гермеса. Сам он очень двойственный, а его путь всегда извилист. Если считать, что его странствия к Итаке начинаются с отплытием к Трое, то уже в начале их лежит обман — Одиссей изображает безумие, пытаясь обмануть Паламеда, зовущего его на битву с троянцами.
В конце своих странствий он как будто сбрасывает эту двойственность и «извилистую» хитрость, и действует прямо, руководствуясь мужественным сердцем, а не хитрой головой. Одиссей вернулся. Вернулся другим.