Недавно зашел у нас на занятии разговор о том, как быть собой, как найти главное в своей жизни, и среди прочих мыслей прозвучал хороший, без сомнения, совет — прислушиваться к себе самому. Однако чем дальше я о нем думал, тем больше совет этот казался мне бесполезным...
Так как мы не совсем уж куклы в кукольном театре, и нами со стороны никто не двигает, то по сути, мы и так тем только и занимаемся, что прислушиваемся к самим себе: то к своим страхам, то к своим желаниям (их еще в просторечии называют «хотелками»), а иногда к чему-то более глубокому. Т.е. если я делаю что-либо в «угоду мнению окружающих», это не потому что эти «окружающие» мною управляют, а потому что я «прислушался» к своему страху перед их мнением. С другой стороны, почему бы не прислушаться к мудрому совету близкого или не очень человека? Впрочем, и в этом случае мы прислушиваемся не к чему-то внешнему, а, скорее, к своей интуиции, так как пока еще не понимаем рационально мудрость этого совета, но уже предчувствуем ее… А если рассмотреть наши желания, иногда противоречивые, то какому из них отдать предпочтение?
Поэтому вопрос глубже и сложнее: к чему именно в себе прислушиваться? как распознать каждый «голос»? как различить предназначение и амбиции, лень и спокойствие души, интуицию и страх? И вот это уже нетривиальная задача, требующая большого опыта, который приходит только с постоянной философской практикой. Думаю, суть в ценностях, на которые мы опираемся — чем возвышеннее и яснее они, тем яснее мы видим и понимаем в их свете свой внутренний мир, все его «этажи» и всех его «обитателей». Наверное, именно об этом говорил Платон в «Государстве»: «Порочность никогда не может познать ни добродетель, ни самое себя, тогда как добродетель человеческой природы, своевременно получившей воспитание, приобретет знание и о самой себе, и о порочности».