Завтра в дорогу. Короткие сборы, вокзал, а затем — почти сутки трястись в поезде. В общем, тоска зелёная, и вся надежда лишь на спасительное чтение. «Что же почитать?» — с таким вопросом захожу в ближайший книжный. Быстро пробегаю взглядом по корешкам и… ничего. Такое ощущение, что все хорошие книги давно уже читаны-перечитаны, надёжная проверенная классика не сулит новых открытий, а от обилия современных имён и названий рябит в глазах. Можно, конечно, рискнуть и купить что-то совсем незнакомое, но рисковать как раз и не хочется: если книга окажется «не моя», то путешествие будет безнадёжно испорчено. Что же делать?

 

Думаю, в похожей ситуации время от времени оказывается каждый книгочей. Я имею в виду не дорогу, а затруднения и даже тупик с выбором хорошей книги. С болью в сердце мы переворачиваем последнюю страницу последнего тома собрания сочинений своего любимого автора и понимаем, что завтра нас ждёт космическое одиночество, потому что ещё одну такую книгу и ещё одного такого писателя нам больше никогда не найти. Но проходит время, и вопрос «что почитать?» встаёт перед нами вновь.

Путей отыскания «своей» книги много. Можно обратиться к специализированным периодическим изданиям и довериться опубликованным в них рекомендациям и рецензиям. Можно изучить очередной топ-лист из серии «100 лучших книг человечества» или «500 лучших писателей, имена которых стыдно не знать», составленный каким-нибудь самым независимым (хотя все знают, что таких не бывает) экспертом. Можно, в конце концов, залезть в Интернет и выловить нужную «рыбку» где-нибудь на читательском форуме. Я же хочу поделиться ещё одним способом, который не раз выручал меня самого.

Способ этот не новый — открыт он ещё в начале XX века, а может, и раньше. Суть его в следующем. Если вы читаете книгу и она вам нравится, то это следствие не только мастерства автора или лихо закрученного сюжета: через выразительные средства литературы на вас прежде всего воздействует личность писателя. Книга вас трогает? Значит, вам близки характер, взгляды, идеи, вкусы её создателя. Следовательно, за советом «что почитать» можно обратиться к нему. Как это?

Если, например, вам нравится писатель X и вам известно, что он, в свою очередь, любил произведения писателей Y и Z, то с большой долей уверенности можно сказать, что и вам сочинения Y и Z понравятся.

Вот как об этом пишет Андре Моруа: «Чтение одной книги влечёт за собой интерес к другим. Например, я читаю Пруста и восхищаюсь им. Изучая его, я узнаю, что Пруст восхищался Рёскиным, Жорж Санд. И я перехожу к книгам Рёскина и Санд, ибо мне не может быть безразличным то, что считал хорошим такой читатель… Так завязываются нити духовной дружбы».

Вам нравится Булгаков? Тогда стоит обратиться к творчеству Гоголя, ведь Михаил Афанасьевич считал его своим учителем и ощущал себя преемником гоголевской темы в русской литературе. Вы любите книги Хемингуэя? В таком случае почитайте и Джозефа Конрада, о творчестве которого не раз положительно высказывался Великий Хэм.

Лично я, например, бесконечно признателен писателю и моряку Виктору Викторовичу Конецкому за то, что он открыл для меня ещё одного писателя-моремана Германа Мелвилла и познакомил с честнейшей книгой о войне «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, которую, признаться, без его рекомендации я никогда бы не решился прочитать.

Предложенный способ хорош ещё и тем, что, кроме книг любимого писателя, заставляет нас — чтобы узнать его литературные вкусы и предпочтения — внимательно изучить его биографию, читать дневники, письма. Благо, что многие гениальные писатели были ещё и гениальными читателями. Например, Гессе и Борхес прекрасно ориентировались в литературе своего времени и оставили после себя бесценные отзывы о творчестве товарищей по писательскому цеху. А с такими гидами в литературном мире никогда не заблудишься!

 

You have no rights to post comments