Помните диалог прокуратора и Иешуа о Марке Крысобое, которого Иешуа назвал добрым человеком? Необычная мысль эта поразила прокуратора, настолько не соответствовало это понятной ему реальности. Меня эта мысль тоже удивила, и с первого, давнего прочтения «Мастера и Маргариты» время от времени всплывает и заставляет задуматься.
Вот и сейчас связалась она с одной из идей Платона из диалога «Государства»:
К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит. В этом она не может быть совершенно уверена, как во всем остальном, вот почему она терпит неудачу и в том, что могло бы быть ей на пользу.
Да, сейчас само слово «благо» перешло в разряд архаичных; сегодня я стремлюсь к лучшему, стараюсь найти наилучшее решение, хочу стать лучше… Я пишу это, считая, что это лучшее, чем я могу сейчас заняться, а вы читаете все это, думаю, по той же причине. И хотя я сказал «считая», на самом деле, конечно, это не абсолютно осознанный выбор, основанный на анализе, расчете и т. п., точнее было бы сказать, что я так чувствую на уровне интуиции, или чего-то еще не совсем рационального. И так, наверное, во всем — я действую так, как полагаю наилучшим, однако, сталкиваясь с последствиями, я понимаю, что где-то ошибался, и лучшим было бы другое, т. е. я неправильно понимал, в чем же состоит благо.
Проблема в неведении — что же я чувствую внутри, и в учителе, который объяснил бы мне, что я чувствую, дал бы истинные имена тому, что я сам не могу пока выразить и осознать. Думаю, благодаря своему знакомству с философией и моими учителями я стал лучше понимать самого себя (и как следствие — людей и мир вокруг), лучше чувствовать, что же есть благо. А что же добрый Крысобой? Очень трудно перестать делить людей на добрых и злых (особенно, когда задевают тебя лично), но если все люди стремятся к благу, значит просто есть те, кто это понимает больше, и те, кто меньше, и мы гораздо ближе друг к другу, чем обычно кажется.