Б. Лебедев. Петербургский кружок Белинского. |
Есть слова и понятия особенно дорогие русскому, российскому сердцу, например: интеллигент, интеллигенция. Сколько серьёзных книг написано, сколько крепких напитков выпито за бесконечными спорами о, так сказать, месте и роли, призвании и предназначении... Правда, в данном случае всё это вокруг не понятия, а явления, называемого интеллигенцией, со множеством эпитетов от «гнилой» до «духовной».
Мы же обратимся к самому понятию и попытаемся разобраться в том, что, собственно, позволяет называть человека интеллигентом, а точнее, что делает его таковым.
Вот что говорят словари: интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia) — высшая способность понимания, познавательная сила, от intelligens, intellegens — «умный, понимающий, знающий, мыслящий». У философов-неоплатоников это Высший разум, замысливший наш космос. Этимологические словари производят значение от inter-, «между», + legere, «выбирать, выделять», другими словами, «распознавать» либо «быть между, среди, внутри». Смысловой акцент здесь не на владении некоторым объёмом знаний, а на способности понять, вникнуть.
Дмитрий Сергеевич Лихачев |
На Западе этот термин появился, как считают, в Средние века, а в России в XVIII или в XIX веке, с коих пор во множестве словарей он, как ни странно, сопровождается пометкой «русск.». Вот и мы обратимся к нашему соотечественнику академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. В своей статье о русской интеллигенции он писал: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли... Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной».
Способность понимать и мыслить свободно и совесть, эту свободу направляющая. Два фактора — интеллектуальный и этический. И если следовать приведённой выше этимологии, то интеллигент — это не отдалённый созерцатель вечных истин, он «внутри, между, среди» того, что различает, видит — разумного, доброго, справедливого, являющегося основой морали, живёт им. Такое сочетание теоретического и практического — нравственного является фундаментом интеллигенции.
Этим и определяется, наверное, предназначение интеллигенции: тот, кто различает, кто видит и потому сам является примером нравственного, может и должен вести за собой. Ведь не за слепыми же идти... Вспомните тех, кто ещё не так давно были ориентирами для очень и очень многих: наших писателей, поэтов, артистов, учёных... Жаль только, что были...
Не так давно к понятию интеллигент добавилось еще одно — интеллектуал, отчасти противопоставленное ему и претендующее на то, чтобы занять его место. Первое получило статус устаревшего и несколько даже ругательного, второе произносят с нескрываемой гордостью. Разница же в том, что из этого второго исключили «этическую компоненту», оставив лишь одну познавательную способность, интеллект, так сказать, без комплексов... И с этой «компонентой» ушло, возможно, что-то очень тонкое и очень важное. Тот самый красивый благородный дух, который не заменишь ни образованием, ни способностью анализировать и познавать. Хорошо ли это вышло? Судите сами...