Это одна из самых сложных для понимания тем в нашем курсе. Про мир внутри, про гармонию, к которым стремится каждый человек. И в достижении которых видит смысл саморазвития. Увы, уже на первых занятиях выясняется, что это — иллюзия, что гармония недостижима, а компромисс не только не желателен, но и опасен. В это невозможно поверить, но это так.

В чем же дело и как тут быть? Вначале нужно разобраться.

 

Семеричное строение человека по древнеиндийской модели и троичное по греческой

Традиция говорит нам о двойственности человека, о сочетании в нем двух противоречивых и взаимодополняющих начал: смертного и бессмертного, духовного и материального. Материальным в человеке можно считать все, что обладает основными свойствами материи: стремление к сохранению себя, к собственному комфорту и к воспроизводству. Духовным можно назвать то, что обладает качествами Духа: стремление следовать законам целого, а не частности. Поэтому материальное в человеке эгоцентрично, духовное — альтруистично.

Важно заметить, что здесь неприменимы категории «хорошее» и «плохое», потому что для существования человека нужны оба начала, нужно их сочетание.

Проблема же заключается в том, что лишь одно из них может командовать, быть руководящим. Они не могут руководить вместе, но каждое из них на это руководство претендует. Между ними всегда есть противоречие, и причина этого противоречия в изначально двойственной природе человека.

Это знаменитые два голоса: голос Ума и голос Сердца, — которые всегда звучат внутри, но требуют разного. У каждого из нас найдется масса личных примеров того, как они проявляются, но для лучшего понимания можно привести какой-нибудь один, общий для всех.

Представьте себе, например, как вы возвращаетесь поздно вечером в одиночестве домой, идете по безлюдному месту с неярким освещением. И к вам подходит странного вида мужчина, который просит ваш мобильный телефон, чтобы позвонить, потому что у него случилось несчастье и срочно нужно помощь. Дадите?

Не спешите с ответом, вслушайтесь пока, что будут вам говорить эти два голоса. Голос Сердца конечно же подскажет: помочь. Ведь это человек, ведь с каждым может такое произойти, ведь один звонок, возможно, спасет чью-то жизнь. А голос ума будет законно протестовать: как же так?! Сейчас схватит телефон и убежит. Почему не вызвал милицию? Все это слишком подозрительно и т. д., и т. п. Каждый из голосов отстаивает свое, и каждый по-своему прав.

Но выбирать нужно вам, и выбор не может быть компромиссом. Выбор — это всегда следование одному из двух начал в себе. В древнеиндийской «Бхагавадгите» они символизируются двумя воинствами: Пандавов и Кауравов, — сошедшимися на боле битвы. Примирение невозможно, только сражение решит исход противостояния.

 

Арджуна и Кришна на колеснице на поле битвы против Кауравов. Ришикеш, Индия

 

Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться,
Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.

(Бхагавадгита)

«Бхагавадгите» вторят и другие учения:

Твой прах и твой дух не могут встретиться никогда. Один из двух должен исчезнуть, ибо не могут они пребывать вместе. (Е.П. Блаватская, «Голос Безмолвия»)

Никто не может служить двум господам: полюбив одного, он не сможет любить другого, а будучи предан одному, станет пренебрегать другим. Не можете разом служить вы мамоне и Богу. (Евангелие от Матфея, Глава 6)

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. (Марк Аврелий, «К себе самому»)

Получается, что настоящий жизненный выбор — это всегда борьба, то есть не гармоничное, не комфортное состояние. Гармония, комфорт, компромисс — с настоящим выбором несовместимы.

Бывает, что по собственной наивности, стремясь к саморазвитию, стремясь стать лучше мы это «лучше» отождествляем с гармоничным и комфортным состоянием. И поэтому избегаем кризисов, избегает острых решений и серьезных выборов. И в результате остаемся на месте, не меняемся. Потому что выбор не происходит. Мы остаемся прежними.

Есть чудесная индейская притча об этом:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Так и мы: превращаемся в того волка, которого кормим. В нас торжествует тот голос, которому чаще следуем. Мы становимся тем, чем руководствуемся.

You have no rights to post comments