Раскаяние — это сожаление по поводу совершенного поступка и чувство вины за содеянное. Разные культуры по-разному относятся необходимости раскаяния. Насколько оно действительно нужно? Давайте разберемся.
Необходимость раскаяния утверждается сразу в нескольких религиозных, философских и психологических учениях.
В христианстве покаяние обязательно. Грешник должен осознать, в чем он виновен перед Богом. Осознать не абстрактно, не в целом, а очень и очень конкретно увидеть, что именно он делает не так. Смысл и результат покаяния в данном случае — внутреннее решение об отказе от греха. Христос в своей проповеди подчеркивал, что спасение будет даровано только кающемуся.
Иисус Христос и грешница
В исламе покаяние называется тауба и о его необходимости говорится во многих коранических аятах и хадисах. Это обязательное действие после любого совершенного человеком греха, и откладывать его нельзя. Покаяние совершается путем закрепления его в сердце и выражения языком. После этого мусульманину остается надеяться, что Аллах простит его.
В иудаизме раскаяние обозначается словом тшува. Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54 а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86 а-б). Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24). Раскаяние помогает еврею приблизиться к религиозному образу жизни; оно также необходимо для совершившего грехи.
В психологии есть термин метанойя, означающий сожаление о случившемся, раскаяние. Дословно это «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление» — изменение образа мысли, понимания совершившегося, всей совокупности фактов и явлений. Обычно такая перемена сопровождается сожалением и иногда может вести к глубоким переосмыслениям и перерождению личности.
В буддизме нет прямого термина, соответствующего раскаянию и покаянию, но это не означает что там отсутствуют соответствующие практики:
Телом, речью и умом смиренно простираюсь ниц,
совершаю подношения наяву и в мысли,
раскаиваюсь в злодеяниях, совершенных мною от века,
и радуюсь добродетелям всех существ.
Соизволь оставаться здесь, пока не пройдет сансара,
вращай колесо Дхармы ради нас.
Все добродетели посвящаю Великому Просветлению.
(Семичленная молитва, из книги из книги геше Джампа Тинлей «К ясному свету»)
С философской точки зрения раскаяние необходимо, но требуется более точное определение смысла этого слова. Раскаяние как сожаление и переживание о сделанных ошибках, о совершенных грехах, о принесенном другим вреде контрпродуктивно. В мире действует закон справедливости, закон причин и следствий, и мы не можем «родить обратно» наш поступок, не можем вычеркнуть его из прошлого. Он совершен и принесет последствия, это необходимо признать. Травить себе душу, переживать о том, чего не можешь изменить, бессмысленно.
Мы можем искупить свой поступок, мы можем совершить благое действие во искупление греха — это да. Мы можем попытаться скомпенсировать причиненный нами вред — это возможно и это нужно делать. Но отменить совершенное уже нельзя.
Так стоит ли раскаиваться? На первый взгляд может показаться, что нет. Ведь уже ничего не изменишь.
Но это не совсем так. Раскаяние — это не физическое действие. Это действие на ментальном плане, формирующее новые мысли, новые критерии, новые осознания. Это очень важно понять: раскаяние — это действие. Действие, которое тоже будет иметь свои последствия. Это семя, которое должно будет прорасти.
Ты не можешь отменить совершенный грех, но ты можешь измениться сам, чтобы больше не грешить — в этом смысл раскаяния.
Рембрандт. «Возвращение блудного сына»