Раскаяние — это сожаление по поводу совершенного поступка и чувство вины за содеянное. Разные культуры по-разному относятся необходимости раскаяния. Насколько оно действительно нужно? Давайте разберемся.

Необходимость раскаяния утверждается сразу в нескольких религиозных, философских и психологических учениях.

 

В христианстве покаяние обязательно. Грешник должен осознать, в чем он виновен перед Богом. Осознать не абстрактно, не в целом, а очень и очень конкретно увидеть, что именно он делает не так. Смысл и результат покаяния в данном случае — внутреннее решение об отказе от греха. Христос в своей проповеди подчеркивал, что спасение будет даровано только кающемуся.

Иисус Христос и грешница

В исламе покаяние называется тауба и о его необходимости говорится во многих коранических аятах и хадисах. Это обязательное действие после любого совершенного человеком греха, и откладывать его нельзя. Покаяние совершается путем закрепления его в сердце и выражения языком. После этого мусульманину остается надеяться, что Аллах простит его.

В иудаизме раскаяние обозначается словом тшува. Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54 а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86 а-б). Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24). Раскаяние помогает еврею приблизиться к религиозному образу жизни; оно также необходимо для совершившего грехи.

В психологии есть термин метанойя, означающий сожаление о случившемся, раскаяние. Дословно это «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление» — изменение образа мысли, понимания совершившегося, всей совокупности фактов и явлений. Обычно такая перемена сопровождается сожалением и иногда может вести к глубоким переосмыслениям и перерождению личности.

В буддизме нет прямого термина, соответствующего раскаянию и покаянию, но это не означает что там отсутствуют соответствующие практики:

Телом, речью и умом смиренно простираюсь ниц,
совершаю подношения наяву и в мысли,
раскаиваюсь в злодеяниях, совершенных мною от века,
и радуюсь добродетелям всех существ.
Соизволь оставаться здесь, пока не пройдет сансара,
вращай колесо Дхармы ради нас.
Все добродетели посвящаю Великому Просветлению
.

(Семичленная молитва, из книги из книги геше Джампа Тинлей «К ясному свету»)

С философской точки зрения раскаяние необходимо, но требуется более точное определение смысла этого слова. Раскаяние как сожаление и переживание о сделанных ошибках, о совершенных грехах, о принесенном другим вреде контрпродуктивно. В мире действует закон справедливости, закон причин и следствий, и мы не можем «родить обратно» наш поступок, не можем вычеркнуть его из прошлого. Он совершен и принесет последствия, это необходимо признать. Травить себе душу, переживать о том, чего не можешь изменить, бессмысленно.

Мы можем искупить свой поступок, мы можем совершить благое действие во искупление греха — это да. Мы можем попытаться скомпенсировать причиненный нами вред — это возможно и это нужно делать. Но отменить совершенное уже нельзя.

Так стоит ли раскаиваться? На первый взгляд может показаться, что нет. Ведь уже ничего не изменишь.

Но это не совсем так. Раскаяние — это не физическое действие. Это действие на ментальном плане, формирующее новые мысли, новые критерии, новые осознания. Это очень важно понять: раскаяние — это действие. Действие, которое тоже будет иметь свои последствия. Это семя, которое должно будет прорасти.

Ты не можешь отменить совершенный грех, но ты можешь измениться сам, чтобы больше не грешить — в этом смысл раскаяния.

Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

You have no rights to post comments