Один мудрец однажды заметил: «Читать нужно много, но не многое». А часто ли мы, беря в руки очередную книгу, задумываемся над тем, что и зачем читаем?
Писатель, просветитель и библиограф Николай Александрович Рубакин утверждал, что чтение неразрывно связано с самообразованием. А под самообразованием он понимал не столько усвоение новых знаний, сколько развитие лучших качеств души человека, обогащение его внутреннего мира. Стремясь пробудить в других интерес к чтению, он посвятил свою жизнь изучению психологии читателя, так называемой теории библиопсихологии. Он вел переписку с более чем 20 тысячами человек, многим высылал индивидуальные программы чтения, отвечал на возникавшие вопросы.
Одна из главных идей библиопсихологии и любимый совет Н. А. Рубакина — не читать просто так, отстраненно, воспринимая книгу как набор чужих идей, мнений, теорий. Он предлагал смотреть на книгу не как на «источник мыслей», а как на «возбудительницу их». Призывал не смущаться тем, что мы не все поймем. Главное — не то, что книга дала другим людям, а то, что она затронула в нашей душе. «Главное значение книжного влияния, — говорил Рубакин, — состоит не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, — что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления и мечты и т. д. зарождаются при этом в читательской душе, и стремления к каким именно действиям». Мы расширяем, углубляем, обогащаем свой жизненный опыт тем, что открываем, когда читаем книгу. Если же эта книга высокохудожественная, чтение ее окажет на нас еще большее воздействие — «заставит» волей-неволей «думать над жизнью, оценивая не только людей... размышляя об основных вопросах жизни, о ее цели, смысле, ее правде и неправде».
Рубакин считал, что нельзя экономить на самообразовании и даже выражал свое убеждение в цифрах. «Всякий может уделить чтению один час в день, а в воскресенье 3 часа. Следовательно, 52 воскресенья по 3 часа дадут 156 часов. А 313 будней по 1 часу — это 313 часов чтения. Значит, в год получается более 450 часов чтения». Но главное не в количестве часов, а в том, чтобы найти в себе волю использовать это время именно на чтение.
Рубакин верил, что нет человека, которого «ничего не интересует». В противном случае можно было бы такого человека спросить: а разве вас не интересует ваша собственная личная жизнь? «И разве бы вы не хотели чувствовать, что и вы живете яркой, глубокой, жгуче напряженной, плодотворной жизнью?»