Мы говорим эти слова или слышим их в свой адрес, когда беспокоимся о чем-то. Успокойся, мол, и не думай. Редко когда удается словами убрать это беспокойство. И я задумалась о природе наших переживаний и о том, как можно облегчить эту внутреннюю ношу, иногда становящуюся очень тяжелой.
Само слово — переживание — означает возвращение вновь и вновь мыслей о том, что мы сделали не так, и о том, что может случиться. Еще — о том, что может произойти или уже происходит с дорогими нам людьми.
Вот это интересно. С человеком происходит, а мы это за него переживаем? Нет, наверное, не это. Мы же не можем залезть к нему в душу и сами испытать то, что испытывает он. Переживаем наши представления об этом. А для него, может, все не так уж страшно, порой даже наоборот.
То же самое происходит, когда переживаем о том, что происходит или может случиться с нами. Мысли о нежелательном настоящем и еще более нежелательных его последствиях в будущем каруселью крутятся в душе. Но ведь это может и не случиться. А то, что сейчас — я думаю, вместо того, чтобы внутренне это переживать, лучше пережить «внешне». Ведь часто именно неопределенность или кажущаяся дисгармония гнетет больше всего. Неизвестность. И попытка разобраться, что к чему, выявляет совсем другие процессы.
Человек обиделся на меня или нет? Можно спросить. Если его ответ вызывает сомнения – постараться искупить нанесенную ему обиду.
Есть, конечно, крайние случаи неизвестности. Они не могут быть решены простыми действиями. Например, когда человек пропал без вести, и ты не знаешь, что думать. Но тут подходят любые действия, лишь бы не оставаться в плену своих мыслей, в основном, страхов.
Переживание действием мне кажется лучшим решением, чем переживание мыслями. Оно приносит хоть какой-то результат, прогоняя прочь неизвестность и страх.