Нужны ли нам праздники?

Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты.

Экзюпери

Чем ближе Новый год, тем чаще звучит вопрос: «А что ты чувствуешь? Неужели веришь в волшебство, как в детстве?» «Да, — уверенно отвечаю я, — для меня это самое волшебное время года!»

Нужны ли нам праздники? Не те праздники, которые имеют исторический смысл (они нам нужны для памяти), а те, которые отмечают течение времени, переходные рубежи — Новый год и дни рождения? Нужны ли нам дни, когда мы можем остановиться и ..?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Мы воспринимаем праздники прежде всего как выходные, когда можно поехать куда-то, прервать череду будней, ярко провести время. А кто-то вообще не любит праздники и старается в это время еще поработать.

Но изначально праздники в любой традиции предназначались для того, чтобы мы (люди) восстановили внутренний настрой, порядок, гармонию — с Небом, друг с другом, с самими собой… Но со временем все это ушло из нашего сознания. Возможно, если вернуться к традиции — наполнить смыслом то, что происходит в Новый год, — это поможет вновь ощутить волшебство и радость праздника.

Новый год — это обновление времени, это ворота в новое пространство. Для античного мира это сотворение нового Космоса («порядка»), это повторение того, что некогда происходило во Вселенной, — новое рождение. Поэтому для человека важно было воспроизвести в своей жизни три этапа великого Творения: Хаос, Теос и, как итог, — Космос.

 

Этап Хаоса

Космогонически это потенция, то есть изначальное время-пространство, в котором присутствует всё в потенциале, неоформленное, неструктурированное; это подобно первоматерии.

Для нас с вами прожитый год — это потенциал для будущего. Но если мы не подвели итогов этого года, он превращается в хаос, где всё, что с нами произошло, существует вперемешку. Возможно, что в памяти выделяются те события, которые стали для нас эмоционально более яркими или произошли ближе к концу года, окрашивая весь прожитый период.

Именно поэтому во всех традициях присутствует этап очищения — когда выбрасывают старое, стараются избавиться от всех «хвостов», отдать все долги и начать свою жизнь с новой страницы. И без этого этапа новое предчувствовать невозможно.

Помимо предметов мы накапливаем опыт, не всегда приятный, и не всегда год проходит так, как мы предполагали. Иногда в нашу жизнь врываются драматические события, печальные известия, иногда мы переживаем кризисы и потери, но, как бы то ни было, в каждом году происходит что-то, что открывает нам новое понимание, приносит какую-то важную встречу, одаривает теплом именно тогда, когда этого совсем не ждешь.

И предновогоднее время — это время наших итогов, это время, когда очень важно отобрать то, что нужно «выбросить», оставить в уходящем году, и то, что важно понять (назвать), отыскать, собрать и понести дальше. Это время, когда важно сбросить «маски», всё то, что мешает нам чувствовать себя живыми, всё то, что приросло к нам в процессе жизненных испытаний, разочарований и страданий, всё то, за что мы прятались, когда нам было сложно принять ситуации и обстоятельства. Всё то, что скрывается за отговорками или привычными реакциями.

 

Этап Теоса

Космогонически это этап творения мира. И, подобно грандиозному Творению, каждый из нас создает свою вселенную. Мы вносим в свой дом атрибуты Нового года — венки, елки, украшаем их игрушками, зажигаем гирлянды. Но почему? Для традиции все атрибуты были важны. Вечнозеленые деревья символизировали силу Жизни и молодости, силу возрождения. Огни — это свет Солнца и звезд, который люди зажигают в самую долгую ночь зимнего солнцестояния. А то, что стало сегодня игрушками на елку, некогда было символами того, что мы хотим привнести в свою жизнь, будь то наши мечты или форма выражения наших внутренних потенциалов — щедрости, любви, доброты, отваги, благородства, единства… Попробуйте, и пусть на вашей елке появятся атрибуты того, что действительно важно и ценно для вас!

Но кроме этого в процессе сотворения нашей маленькой вселенной нам важно не остаться одинокими, поэтому традиция рассказывает нам: нужно увидеть тех, кому необходима помощь или тепло нашего сердца, вспомнить и поблагодарить тех, кто ценен в нашей жизни, и тех, кто рядом с нами, с кем мы встретились в этом году. Это время благодарности. Она способна создать то самое волшебство, которого мы так ждем и по которому так скучаем. Попробуйте, начните с простого…

 

Этап Космоса

И вот Новый год — это двери в наш Космос, в наш обновленный мир, в новое время, в котором уже живут наши мечты и надежды, наши лучшие качества души — и все они только и ждут своего воплощения! Это время, когда символически зажигали новый огонь в храмах, связывая это с новым рождением Солнца. Это время возрождения внутреннего света. Это время нового начала и движения к весне! И пусть все самое светлое и благородное, живущее в ваших сердцах, найдет свое воплощение уже сейчас!

 

Дополнительно:

В Древнем Риме с 17 декабря отмечали праздник в честь бога Сатурна (бога, олицетворяющего цикличность времени) — сатурналии. Это было радостное событие, когда рабы и господа уравнивались в правах, люди переодевались в особые костюмы и дарили друг другу подарки. Символически каждый человек снимал свои «статусы» — как бы сбрасывал маски.

25 декабря следовал праздник, называемый Dies Natalis Solis Invicti («день рождения Непобедимого Солнца»). 25 декабря был первым днем после зимнего солнцестояния, когда было заметно удлинение светового дня. Непобедимое Солнце (лат. Sol Invictus) — официальный римский бог солнечного культа, введенного императором Аврелианом в 274 году н.э.

Сатурналии. Антуан Франсуа Калле
Сатурналии. Антуан Франсуа Калле

Храмовый комплекс инков Кориканча (Перу) объединяет несколько святилищ. Все они посвящены Небу: храмы Солнца, Луны, Молнии, храм Звезд и планеты Венеры, храм Радуги. В каждом святилище были золотые и серебряные пластины с изображением ликов богов, мумии инкских правителей, драгоценные дары. Именно в Храме Солнца на праздник, посвященный зимнему солнцестоянию, с помощью изогнутого зеркала зажигали новый огонь.

 

Праздник в Индии Макара Санкранти
Праздник в Индии Макара Санкранти
  • В Японии обряды кануна Нового года были связаны с очистительным огнем, в котором видели символ продолжения жизни. Распространенными были также обряды получения «нового» огня Нового года. Со специальными ритуалами зажигали костер. Все присутствующие бросали в костер листья папоротника и мандарины: это были «подарки-подношения» огню. Каждый уносил с собой «огонь» Нового года, чтобы от этого огня зажечь очаг.
  • В Индии в ночь накануне торжества Макара Санкранти зажигаются костры, жар которых символизирует тепло солнца, начинающего согревать землю после зимних холодов. Предыдущий день называется Бхоги, когда люди отказываются от старых и заброшенных вещей и сосредотачиваются на новом, вызывающем смену или преобразование.
  • У славян в день зимнего солнцестояния праздновали рождение младенца Солнца-Коляды и называли этот момент солнцеворотом (Солнце поворачивает на весну). Солнце-младенец Коляда рождается после ночи зимнего солнцестояния. Этот праздник был также связан с рождения Сварожича (бога огня), сына Сварога (бога Солнца), поэтому традиционно зажигали костры и огни.

 

You have no rights to post comments