Есть один вопрос, который, безмолвно или вслух, мы часто задаем и на протяжении дня, и в течение жизни. Почему люди страдают? Почему существует боль?
Этот вопрос свидетельствует о той реальности, которой невозможно избежать. Страдают все, кровоточат все сердца, и все люди тщетно пытаются поймать счастье, которое они понимают как непрерывную череду радостей и удовольствий жизни.
Мне на память приходит одна буддистская притча, которая всегда производит на меня большое впечатление. В книгах она встречается под названием «Горчичное зерно». Притча рассказывает о боли матери, которая потеряла сына, но надеялась вернуть его к жизни с помощью магического искусства Будды. Тот не отказал несчастной, но попросил ее для воскрешения сына собрать по одному горчичному зерну из тех домов, где никогда не знали горя… Конец притчи очевиден: ни единого горчичного зерна, столь особенного зерна, найти невозможно, и боль матери постепенно утихнет, когда она осознает, сколь велики страдания всех остальных людей в мире.
Но тот факт, что страдают все, не устраняет страдание и не объясняет его существование. И мы вновь спрашиваем: почему?
Древние учения — даже еще более древние, чем та притча, — помогают нам проникнуть в запутанный лабиринт боли.
Эти учения показывают нам, что страдание — это результат неведения. Мы прибавляем боль к боли, то есть к поступкам и событиям болезненным самим по себе мы прибавляем незнание причин, вызвавших эти поступки и события. Мы не способны добраться до корней вещей, чтобы открыть источник того, что нас беспокоит; мы остаемся на поверхности боли, там, где она больше всего чувствуется, и там, где больше всего ощущается наше бессилие, неспособность вырваться из ловушки. Мы не знаем причины того, что с нами происходит, и мы не знаем самих себя и поэтому вдвойне не способны к позитивному действию.
Мы не знаем и других основных законов природы и тем самым, вновь из-за неведения, преумножаем свою боль. Мы должны были бы знать, что никакая боль не вечна, что никакая боль не выдержит натиска созидательной воли. Ничто: ни боль, ни счастье — не длится вечно, не остается в одном и том же состоянии. Нужно научиться играть со Временем, чтобы найти один из возможных выходов из лабиринта.
Будущая боль не живет в настоящем, это бессмысленное, преждевременное, а значит беспричинное, страдание. Да, в настоящем будущее вызревает, но так же справедливо, что страх перед будущим является зерном будущих бед, в то время как твердая и позитивная воля создает более благоприятные обстоятельства, которые также могут зарождаться в настоящем.
Испытывать боль из-за уже прошедшего — все равно что хранить в доме труп любимого существа, повторяя, что он не умер, не сводя взора с тела человека, которого уже нет, и не знать при этом, что существует другая, духовная реальность.
Что же до боли в настоящем, это лишь сиюминутное страдание, которое быстро уйдет в прошлое, чтобы оставить место для будущего.
Поэтому мудрец и сказал, что люди способны трижды страдать из-за одного и того же: первый раз — ожидая того, что произойдет, второй — когда оно происходит, а третий — когда уже все случилось. Так подтверждается тезис «неведение — мать всех страданий».
Для людей Востока, если продолжать в духе буддистской притчи, «боль — это проводник сознания». Иными словами, любое страдание несет в себе знание, необходимое для нашей эволюции.
Боль — это то, что заставляет нас остановиться и задать вопросы самим себе. Если бы не боль, мы бы никогда не спросили, как это часто бывает: «Почему это происходит именно со мной?» — и не заметили бы, что, оказывается, это происходит не только со мной. Если бы не боль, мы бы никогда не решились исследовать скрытые законы, которые движут всеми вещами, поступками и людьми.
Куда бы мы ни обратили взор, мы везде встретим страдание: страдает семя, которое лопается, чтобы дать жизнь дереву; страдает лед, который тает с наступлением тепла, и вода, замерзающая с приходом холодов; страдает и человек, который, чтобы эволюционировать, должен сбросить старую оболочку своей материальной тюрьмы.
Но за всеми этими страданиями таится неведомое нам счастье: полнота проявления семени, воды, человеческой души, которые открывают за тучами ясный луч собственного Предназначения.
Комментарии
То же самое можно сказать о душевной боли: она появляется, когда ты что-то делаешь не так, соприкасаешься с вредным.
Таким образом, боль предостерегает, служит сигналом, чтобы мы изменили своё поведение. И только-то.
RSS лента комментариев этой записи