Честно говоря, каждый раз перечитывая евангельские заповеди блаженства, я словно бы спотыкался о первую же из девяти. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Но что значит «нищие духом»? Просто нищие — это понятно, им не хватает материальных благ, они нуждаются в них. Их несложно представить. А кто такие «нищие духом»? Глупые? Невежественные? Почему же тогда они блаженны?
Так вот, в «Пире» участники диалога выясняют происхождение Эрота: небесного покровителя любви, главной силы, движущей человека к мудрости. Оказывается, что Эрот — не бог, но и не человек, он гений и занимает некоторое промежуточное место:
— Каково же их назначение?
— Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью. Благодаря им возможны всякие прорицания, жреческое искусство и вообще все, что относится к жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, пророчеству и чародейству. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними только черед посредство гениев — и наяву и во сне. И кто сведущ в подобных делах, тот человек божественный, а сведущий во всем прочем, будь то какое-либо искусство или ремесло, просто ремесленник. Гении эти многочисленны и разнообразны, и Эрот — один из них.
Платон, «Пир».
Таким образом, Эрот — не бог, а посредник между человеком и богами. И его собственное происхождение интересно не менее его роли. Он сын смертной женщины Пении (бедность, нужда) и бога Пороса (бог богатства, сын Метиды, богини знания и мудрости). Поэтому он вечно нуждается, стремится к тому, чем не обладает:
Поскольку же он сын Пороса и Пении, дело с ним обстоит так: прежде всего он всегда беден и, вопреки распространенному мнению, совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист.
Платон, «Пир».
Именно это чувство собственной недостаточности, незавершенности, несовершенства устремляет Эрота к познанию и к мудрости и делает его покровителем философов:
Он находится также посредине между мудростью и невежеством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды.
Платон, «Пир».
В приведенном выше отрывке, на мой взгляд, и кроется ответ на вопрос, кто такие «нищие духом». Это те, кто ведом Эротом, кто осознаёт свое невежество, свое несовершенство и от этого стремится ко всему прекрасному и мудрому, что находит вокруг себя. Таких людей Платон называет «философами», любящими мудрость и к ней стремящимися. И противопоставляет им невежд: тех, кто вполне доволен своим нынешним состоянием и оттого ни к чему не устремлен.
Тогда получается, что быть «нищим духом» означает осознавать, что есть духовное богатство, но ты им пока не обладаешь. Но это не страшно! Наоборот, это богатство прекрасно, оно величественно, оно привлекает и увлекает тебя. Заставляет исследовать, проникаться и внутренне изменяться. И кажется, что на этом пути тебя уже ничто не сможет остановить!..
Хотя нет, будем честны: сможет. Самодостаточность, самоуверенность, убежденность в том, что ты все уже и так понимаешь. Черты того самого невежды, о которых говорит Платон.
Что ж, будем бдительны и доверимся Эроту, устремляющему нас ко всему, что прекраснее и мудрее!