Этимологически и по смыслу слово "вежливость" (cortesia) происходит от древнего cortes - "дворы". Это были места, где обычно собирались философы, художники, писатели, политики, экономисты, судьи, врачи, все профессионалы и выдающиеся, достойные люди, которые должны были рассматривать важные вопросы и принимать решения в государстве или королевстве. Согласно Платону, это были объединения людей, которые своими талантами, знаниями и способностями приносили пользу и служили обществу. Именно поэтому они несли ответственность за все важные дела в государстве. Слово "государство" на латыни звучало как res publicа ("общее дело"); отсюда и произошло понятие "республика". Во всех известных нам культурах и цивилизациях древности существовали, в той или иной мере, особые формы вежливости во взаимоотношениях между людьми. В так называемом западном средневековье такие отношения формировались в узких кругах дам и рыцарей, а также в рыцарских братствах, где человек начинал свой путь с пажа и заканчивал посвящением в рыцари.
К сожалению, со временем многие из этих прекрасных и полезных традиций были забыты и даже полностью разрушены, а на их месте появились искаженные формы, содержащие в себе много фальшивого и искусственного. Именно эти формы дошли до наших дней, внедрились в массовую культуру и стали единственным проявлением вежливости. И поэтому сейчас, особенно среди людей среднего возраста, испытавших на себе все последствия послевоенного времени, вежливость стала отождествляться с неискренностью и фальшью.
И задача философов - спасти от забвения и возродить формы вежливости, которые помогли бы человеку не опускаться до состояния озверения, уничтожающего все порывы души, и не поддаваться сугубо животным инстинктам.
Вежливость - это одно из проявлений благородства и любви. Это узнавание всеобщего братства, далекого от классовых, этнических, половых, национальных, социальных и экономических различий. Это простой, но благородный способ воплощения первого принципа нашей Школы: объединять всех людей независимо от вероисповедания, расовой принадлежности и социальных условий вокруг идеала всемирного Братства.
Делая подарок, каким бы скромным он ни был, мы обычно упаковываем его в многочисленные обертки и перевязываем цветными лентами, чтобы, прежде чем он выполнит непосредственно свою задачу, дорогой нам человек почувствовал, что мы думали о нем и от всего сердца хотели выразить свои самые теплые чувства. Точно так же любое наше слово или дело должна пронизывать способность отдавать и любить.
Я не знаю, какие качества - мужские или женские - усиливаются в человеке, когда он достойно отвечает на грубость и нетонкость. Но я точно знаю, что каждый - и мужчина, и женщина, - кто привносит во все, что он делает, капельку красоты, любви и вежливости, становится настоящим рыцарем и настоящей дамой, в высшей степени достойными уважения. Когда мы приветствуем друг друга пожатием руки, объятиями или поцелуем - в зависимости от обстоятельств, - каждый из нас в каком-то смысле становится актером. Под этим словом нам следует понимать то, что вкладывал в него император Август: актер - это активный и деятельный участник жизни, тот, кто что-то делает по-настоящему. Согласно законам Театра Мистерий, истинный актер - это тот, кто, играя определенную роль, живет ею, становится своим персонажем и таким образом помогает увидеть вещи в новом свете. Своей игрой он вносит в роль нечто свое, глубоко человечное, и благодаря этому украшает, облагораживает и делает более достойными вещи и события. Он преображает их так, чтобы каждый человек тем или иным образом мог почувствовать свою причастность к ним.
Нам следовало бы сделать усилие и отказаться от любых проявлений гнева, горечи, ненависти и обиды. Такой подход, даже если изначально он лишь внешний, но настойчиво и упорно поддерживается, проникает глубоко внутрь - так шут из сказок, смеясь и смеша, сам заражается своей радостью, и она становится для него утешением в злоключениях жизни.
Существует очень много религиозных и политических идеологий, ставших причиной боли, страданий и слез многих людей, даже целых народов. Давайте дадим миру иное - радость, покой, согласие, счастье. Философ, которого могут привести в уныние любые, даже самые банальные, обстоятельства, - не настоящий философ. И еще в меньшей степени он является философом, когда выставляет напоказ свои проблемы, плачется о своих несчастьях всем знакомым, тем самым давая лишь очередное доказательство своей слабости, духовной немощи и злоупотребления добротой других. Пусть для нас станет привычным давать прежде, чем просить.
Мы должны избегать судить других. Ведь наша способность распознавать и критерии оценки слишком искажены предвзятостью наших мыслей и эмоций. Мы должны быть сильными и крепко стоять на ногах.
В мире и так хватает людей, которые много просят, ничего при этом не отдавая. Не стоит становиться одним из них.
И дело не только в деньгах. Пусть наши руки не будут пустыми! Наша сила, доброта и добрая воля должны быть в распоряжении всех. Мы должны работать много. Мы должны учиться, думать и просить судьбу лишь о самом необходимом... Но прежде всего надо научиться действовать со всей скромностью нашего сердца и благодаря этому победить в себе все проявления эгоизма. Скромность сердца - это внутреннее качество, которое нельзя путать с внешней разболтанностью и неопрятностью тела и одежды. Будем вежливы! Давайте каждый день и по-настоящему создавать мир новый, лучший. И жить в нем.