«Познай самого себя!» — гласила надпись стене храма Аполлона в Дельфах более двух с половиной тысяч лет назад. Это свидетельствует о том, что вопрос этот не новый, но, несмотря на это, до сих пор не разрешенный. В чем же проблема, почему так трудно познать себя? И возможно ли это, если до сих пор никто не дал ясного ответа, как это сделать?
Руины храма Аполлона в Дельфах. Современный вид
Два в одном
Основная проблема самопознания в том, что познающий и объект познания — это одно и то же лицо. То есть тот, кто познает, и тот, кого познают, совпадает. Казалось бы, это должно давать преимущества: исследуемый предмет всегда под рукой, но нет. На деле все гораздо сложнее.
Познавать себя трудно, потому что мы в принципе не приспособлены к этому и не приучены к этому. Начнем с простого: собственными глазами мы не можем видеть себя (зеркало пока не берем в расчет), собственными ушами мы не можем слышать себя. Когда мы видим свое изображение и слышим свой записанный голос, мы себе не всегда нравимся: порой нам кажется, что «мы» на «себя» не очень-то и похожи.
Но дело не только в этом. Вы, наверное, обратили внимание, как в разных жизненных ситуациях легко давать полезные советы другим и как сложно адресовать подобные советы себе самому. Причина в том, что подобные советы подразумевают какое-то действие, усилие. И, несмотря на очевидную порой необходимость подобного усилия, просить его от других всегда легче, чем от себя самого. Поэтому других нам проще изучать и понимать, чем самих себя.
Мир непрост. Особенно внутренний
Еще одна трудность познания самого себя заключается в том, этот «я сам» разный.
Бывают моменты, когда я проявляю прекрасные и возвышенные стороны: я добрый, великодушный, заботливый, терпеливый, спокойный, мудрый, тонкий и вдохновленный красотой.
Но бывает, что я совсем другой: ленивый, равнодушный, жадный, эгоистичный, зацикленный на самом себе, упрямый, вспыльчивый, ревнивый и — список можно продолжать бесконечно.
И это все один и тот же я?
Да. Просто в каждом человеке сосуществуют две его природы: высшая и низшая, — связанные, соответственно, с его бессмертной индивидуальностью и со смертной личностью. Символически это прекрасно показано в знаменитой притче о двух волках:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Два волка: символическое изображение внутреннего мира человека
Два волка, два «я», две природы внутри каждого из нас: какую из них мы хотим познать? Очевидно, что низшая в познании не очень-то и нуждается: она-то как раз проявляется естественно и постоянно, доставляя нам порой немало хлопот.
Выходим, что «познать самого себя» означает познать себя лучшего, познать собственную высшую природу, «белого волка». Но как же это сделать?
Познавать — значит проявлять
Подсказка содержится в самой притче: кормить «белого волка». Познать свою высшую природу можно только проявляя ее, давая возможность ей действовать. Действовать, каждый раз выбирая наилучший вариант действия.
Как познать себя. В размышлении — никогда, всегда — в действии. Действии по выполнению долга. Что же есть мой долг? — Требование дня.
И. Гёте
Таким образом, процесс самопознания тождественен процессу открытия себя лучшего. Открытия, которое происходит в каждой жизненной ситуации, дающей возможность выбора. Выбор себя лучшего, выбор своей лучшей природы, позволяющий ей проявиться, и позволяет узнать настоящего себя.