Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой и взглядом цариц...
Весна, начало лета - время рождения нового, время цветения, когда все живое проявляет глубинную суть, следуя законам своего предназначения. В это время особенно важно почувствовать и открыть в себе ту вечную тайну, которую заложила в нас Природа.
В чем тайна женской души?
Напрасно искать ее в объявлениях о магии, гаданиях, отворотах и приворотах, в откровениях экстрасенсов и ясновидящих, которыми пестрят страницы наших газет. Лучше обратимся к традиции, к тем далеким временам, когда люди были мудрее, потому что были ближе к природе и Космосу, чувствовали законы вселенной. Мудрость была необходима человеку — чтобы жить и выживать на земле, нужно было быть чутким к проявлениям высших законов и соизмерять себя со священными тайнами бытия.
Мать, хозяйка, жена, рукодельница. Красивая, смелая, нежная, ласковая... Такой обычно представляют себе русскую женщину. Но эти слова не исчерпывают той загадки, что светится в ее глазах. Удивительно, что женщина не всегда сама знает об этом, но те, кто ее окружает, чувствуют присутствие тайны в ней. С портретов русских художников, древних иконописцев смотрят на нас женщины, которые умели хранить эту тайну, не терять ее. Их загадочные лики полны гармонии и доносят до наших дней через века что-то вечное, значительное и … неуловимое.
***
Загадка - прялка! Полукруг -
Ее навершие резное.
Колеса, звезды... Только, вдруг,
Лицо я вижу неземное…
Когда-то мы были богами, но забыли об этом
Существуют образы — древние, как сам мир, — с которыми женщина шла по жизни. Она вспоминала о них не только в особые моменты, а постоянно несла в себе их частицу. Самый значительный, всеобъемлющий образ - Мать Сыра Земля. Земля рождает от священного брака с Небом всех и все. Она дает силы, к ней, отправляясь на подвиги, припадают самые могучие богатыри.
Другой образ - образ богини Судьбы, божественной Пряхи — есть практически у всех древних народов и цивилизаций. На Руси ее называли Макошью. По преданию, от божественного брака кудели и прялки рождается нить - нить судьбы, из которой Макошь ткет полотно жизни каждого человека, семьи, рода, всего человечества. Простая крестьянка, садясь за прялку, становилась богиней. Загадочные узоры, возникающие перед ее взором, открывали законы мироздания, соединяли ее с Небом, Солнцем, Звездами.
Вот еще один образ, весенний, светлый и радостный, как юная девушка, - это Лада, богиня Весны и Любви. Ее сравнивают с греческой Афродитой.
Образ Богородицы пришел на Русь с христианством. Он стал для русских женщин не только близким, но и самым важным. Ей посвящались главные храмы и соборы: Успенские, Покровские, Рождественские, Благовещенские. Именно она, Богородица, стала защитницей, покровительницей, помощницей, умеющей затронуть глубинные струны русской души. Она отдала самое дорогое, что есть у женщины, - свое дитя, рожденное и вскормленное, свои мечты, чаяния, свою надежду на спасение мира.
Мать Сыра Земля, Небесная Пряха, прекрасная Лада, - всех их соединила в себе “Владычица Богородица”, ставшая для русских людей той горящей свечой, тем светом и живительным родником, к которым обращают они свои души.
Проживая на земле годовой календарный цикл, отмеченный вехами праздников, каждая женщина совершала вместе со своими небесными двойниками то духовное путешествие, которое постепенно открывало ей сокровища собственной души и одновременно давало возможность щедро отдавать их людям, всему белому свету. В наших праздниках удивительным образом переплелись дохристианские и христианские представления о мире, о законах жизни, о богах, хранящих эти законы.
Весна - время возрождения жизни, время любви, время детей и птиц. Дети и молодые женщины должны были закликать Весну, Ладу и радоваться вместе с Богородицей Благой Вести - зарождению новой жизни.
Лето - время юности, молодых кипучих сил, время расцвета земли, время священного брака Неба и Земли, который начинали праздновать на “зеленых святках” в начале июня вместе с христианской Троицей и Духовым днем, а заканчивали на Купалу — день летнего солнцеворота.
Осень. Пожалуй, это самая важная пора для женщины — пора сбора урожая плодов земных и духовных, пора постижения своих законов и пора отдачи. Здесь нет ярких, шумных праздников, они, напротив, нежные, тихие, светлые и таинственные. Известно, что именно в это время у многих народов происходили мистерии. В Древней Греции известны Элевсинские мистерии. В них люди повторяли, проживали каждый раз миф о том, как богиня Деметра, мать всех богов, потеряла свою дочь, юную Персефону, которую похитил мрачный Аид - бог подземного мира. Этот миф символизирует обращение женщины к душе, к той самой глубокой ее части, которая не подвержена влиянию характера, настроения, в которой находится вечное, изначальное, скрытое — есть суть женского начала. Несмотря на отчаянные поиски матери, Персефона возвращается не сразу, она возвращается тогда, когда наступает для этого время. Она превращается в прекрасную женщину, которая в глубине души находит драгоценные зерна мудрости.
Осенние праздники на Руси связаны с началом и концом земной жизни Богородицы, с древней Макошью и Рожаницами. Начинаются они с Успения, то есть со смерти Богородицы (27 августа). Для земного человека смерть - горе, печальное событие, но праздник Успения является одним из самых светлых и радостных. Душа Богородицы возвращается в мир изначального, в мир истоков, домой, чтобы встретиться с родными душами и, обретя силу и глубину, опять вернуться на Землю. Этот момент отражается в празднике Рождества Богородицы, который отмечается 21 сентября. Смерть и новое рождение всегда рядом, они замыкают собой бесконечный круг жизни. Богородица возвращается из своего небесного путешествия уже иной. Это отражается в следующем богородичном празднике, празднике Покрова (14 октября), празднике покровительства. Богородица как бы расстилает свой покров над землей Русской. Она уже наполнена какой-то особенной силой, которая делает ее хранительницей и берегиней. Чуть позже, тоже в октябре, отмечается праздник христианской святой Параскевы, которая в народе связывается с образом древней богини Макоши - мудрой хранительницы законов жизни и повелительницы судеб. С этого момента русские женщины начинали прясть нить, для того чтобы потом ткать из нее полотно, а из полотна шить одежду, вышивать. Начинался весь цикл хозяйственных, домашних дел, зимних работ, которые никогда не были просто работами, это были тоже таинства.
В традиционной жизни важное значение имел обряд. Благодаря определенным ритуалам, которые соотносились с годовым и жизненным циклами человека, обряд помогал людям почувствовать в себе этот священный закон. Нам сейчас очень сложно представить себе человека тех времен, который был настолько мудр и вместе с тем прост, что, например, выходя на покос или на жатву, надевал самую красивую праздничную одежду — рубаху, сарафан, — которую специально для этого долгими вечерами вышивала женщина. Земля расцветает травами и цветами, также и человек внутренне и внешне должен соответствовать природе, поддерживать ее и сотрудничать с нею в ее творениях.
Человек совершал обряд перед каждым важным делом, чтобы обрести в себе священное и чтобы дело его стало живым. Какие дела были важны человеку в те далекие времена? Это сейчас мы разделяем наши дела на существенные и несущественные, а раньше все они имели смысл необходимых и важных: творить хлеб, творить одежду, творить нить - любое дело требовало творчества, соизмерялось с творениями Бога.
***
Каждый вечер ткани ткать
Ало-золотые,
А соткавши, расстилать,
Разостлавши - вышивать
Крылья голубые.
Синим алость затмевать
И станок отодвигать
В облака иные.
О загадочных женских письменах
Для исследователей древнеславянской культуры и мифологии сокровища, хранящиеся в крепких крестьянских сундуках, представляют не меньшую ценность, чем для египтологов содержимое пирамид. Такими сокровищами из сундука были, например, вышитые полотенца. Присмотритесь повнимательнее к узорам на этих, казалось бы, обыденных предметах, и вы увидите там богинь, которые держат на себе весь мир, необыкновенные деревья - древа Жизни, — олицетворявшие вечность творения и возрождение жизни, мифических животных и птиц, таинство прорастания ростка на засеянном поле, таинство Великой Матери Макоши, несущей в чреве своем новую жизнь.
Сколько же нужно было этой простой крестьянке иметь в себе священного, чтобы создать хотя бы один такой рисунок! Удивительно, что это сокровенное знание о законах творения и бытия и свою мечту о мире лучшем неустанно, из поколения в поколение, словно по цепочке, передавали женщины Руси от матери к дочери.
В один из самых тяжелых для женской души периодов истории (его еще называют “теремным”), в XVII веке, когда женщина была словно птица, запертая в клетку-светелку, это мечта и надежда, это постоянное творение мира лучшего не для себя — для детей, для тех, кто придет потом, это стремление, чтобы не прерывалось ни на минуту сотворчество с Богом, дали миру замечательные шедевры живописи иглой - иконы лицевого шитья. Наша далекая предшественница чувствовала, верила, понимала душой, что важно найти и отдать Богу, природе, людям все самое лучшее, сокровенное, присущее только ей знание и умение, которым наделил ее Творец, чтобы жизнь, к таинству рождения которой она была причастна, продолжалась и возрождалась в своих самых красивых формах.
Может быть, именно способность рождать, которой природа наделила женщину, дает ей еще одно качество — способность чувствовать единство этого мира, связь и родственность всех людей, всех живых и неживых существ и ту Великую Любовь, что стремится возрождать и сохранять это единство в каждом мгновении проявленного мира.
Как же так получилось, задаю я себе вопрос, что если раньше эту свою таинственную силу души чувствовали и передавали в своей жизни практически все женщины (ведь каждая умела и прясть, и ткать, и вышивать, и петь, и лечить — всего и не перечислишь), то сейчас эта сила исчезает, теряется за желанием быть эффектной, независимой, выглядеть моложе, быть деловой, практичной, занимать положение в обществе, и, в конце концов, быть любимой, чего бы это ни стоило?..
***
Найти свой “талан”, или В чем состоит женское счастье
Тайны открываются только тем, кого в них посвящают, а для этого необходим путь, ведущий к постижению того вечного закона своей души, который мы называем Предназначением.
Что же говорит нам традиция о женских посвящениях на Руси?
Цикл жизни женщины состоит из цепочки особых моментов, когда она получала сокровенные знания. Об этом мы узнаем из старинных песен, из символики украшений, вышивки, по рассказам и остаткам древних обрядов, дошедших до наших дней.
Одним из первых таких обрядов было посвящение девочки в пряхи. Внешняя сторона этого обряда очень проста. Это могло происходить, например, на посиделках или “беседах”, которые обычно устраивали для младших девочек (до 10 лет) их бабушки. Первую спряденную куделю нужно было сжечь, а пепел растворить в воде и выпить. С этого дня девочка уже имела статус девушки и пряхи, то есть она посвящалась в пряху, умела творить нить, из которой ткала полотно - покров, защиту и оберег для тех, кого любит, и для тех, кого еще предстоит полюбить, - для будущих детей.
В Вологодской области сохранился один очень интересный обряд, связанный с поиском “талана”. Что такое “талан”? Это символ удачи, счастья, «доли», как говорили раньше. Таланом могло быть все что угодно, но обязательно что-то необычное, то, что редко встречается. К примеру, это могла быть шишка, попавшая в расщелину пня. Весной девочка (13-14 лет) уходила под вечер в лес одна для того, чтобы найти свой талан. Его нужно было хранить в тайне всю жизнь. Это только на первый взгляд кажется простой игрой, но мы ведь не знаем, как готовилась к этому поиску девушка, как училась она верить в мечту, в счастье и не только верить, но и преодолевать страх, быть внимательной и хранить свою тайну.
Вообще, до замужества жизнь девушки в родительском доме была вольной, полной игр и забав. Родители должны были одевать ее в красивые наряды, отпускать в хороводы и на посиделки с парнями. В своих играх молодежь проживала моменты будущей семейной жизни, разыгрывались шуточные свадьбы и даже похороны. Девушку берегли, любили, наряжали и учили, понимая, что в будущем ее ждет важная роль. Устроителями посиделок и хороводов были, как правило, взрослые знающие женщины или старухи.
Когда девушка выходила замуж, то до рождения первого ребенка, ее называли молодухой, и она была в семье мужа на правах девушки. Настоящей же хозяйкой в семье была свекровь, то есть старшая женщина, или большуха. Большуха разжигала огонь в печи, готовила еду, кормила, лечила - несла полную ответственность за свой род. Она передавала молодой хозяйке свои знания, а значит, и права. Эта передача происходила в особых обрядах - “с руки”. Древние говорят, что в руках женщины заключена некая магическая сила, обладающая целебными, благословляющими и творящими свойствами. Обряд заключался в том, что старшая женщина вместе со своей преемницей тайно, ночью готовили опару для хлеба, а потом, поутру, сажали тесто в печь, и старшая женщина при этом поддерживала руку молодой. Эта таинственная передача “с руки” продолжалась и дальше. Если молодая хозяйка начинала ухаживать за скотом, сначала старшая женщина, поддерживая руку молодой, кормила выпеченным колобком домашних животных, чтобы они почувствовали руку новой хозяйки. И еще один таинственный момент: наши предки верили в тех духов, маленьких божеств, которые населяли дом и двор. Это домовые, овинники, банники, - они покровительствовали роду. Кто мог с ними общаться? Только хозяева дома. И это право молодая хозяйка тоже приобретала после совершения специальных обрядов с большухой.
Когда женщина старела, становилась бабушкой, ее посвящали в другие обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами. Старухи считались очень мудрыми людьми, посвященными во многие законы жизни. Они знали, как встречать новорожденную душу и как провожать человека в мир иной. Обряды передачи таких знаний скрывались, их держали в тайне, и потому мы мало знаем о них, но есть предположение, что происходили они во время осенних богородичных праздников.
Жизнь женщины представляла цепь посвящений на пути постижения своей внутренней сути, своего истинного места в мире, своей главной роли дарительницы жизни, любви, мудрости. Жизненный путь женщины прошлого можно разделить на два больших периода. Первый период – когда она получает знания от природы, от своих предков, учится понимать, чувствовать любовь и красоту. Второй период – когда женщина выходит замуж и принимает на себя ответственность не только за свою семью, но и за весь свой род, за предков и потомков, и за то, что было, за то, что будет дальше. В этом втором периоде своей жизни, женщина уже не принадлежит себе, ее жизнь посвящена отдаче. Но именно в этой отдаче и есть женское счастье, именно в ней и заключается тайна, магическая сила, озаряющая нездешним, неземным светом лики дам на старинных портретах.
На первый взгляд может показаться удивительным, но путь постижения женщиной законов своей души, путь обретения своего женского счастья един для всех женщин и не зависит от конкретной судьбы и внешних обстоятельств, от того, были ли у нее свои дети, муж. Женщина не может быть одинока и несчастна, потому что рядом всегда есть кто-то, кто нуждается в тепле ее души, в исцеляющей, дающей жизнь силе ее рук, в любви и мудрости, хранительницей и дарительницей которых она является по своей природе, по своему внутреннему закону. И мудрая традиция рассказывает нам о добрых нянюшках, о премудрых Василисах, о Марьях–искусницах, славных своим рукоделием, о знахарках, ведающих силу чудодейственных трав, о повитухах, дарящих жизнь, и о свахах, устраивающих счастливые браки.
*******
Женщина должна быть центром везде, где есть любовь, щедрость и отдача, ибо если она что-то просит, то только для того, чтобы отдавать, а если чего-то требует, то только потому, что одновременно всегда протягивает руку помощи.
Делия С. Гусман
(Из статьи “Душа женщины”, “Н.А.”, №2(3), 1998 г.)
Вместо эпилога
Тайны... Нам всегда кажется, что они скрываются за семью печатями, в загадочных книгах и волшебных предметах. Но после долгих поисков вдруг в какой-то обыденный момент понимаешь, что вот они - перед тобой, оказывается, ты с ним встречалась много раз и никогда не замечала.
Простая деревенская женщина обратилась ко мне, сказав “дочка!”. Кому из нас не приходилось слышать такое обращение, но, всмотревшись в это мгновение в глаза той женщины, я почувствовала, что какая-то таинственная связь, словно волшебной ниточкой, связала меня, ее и всех людей на Земле.