«Хочешь быть счастливым, будь им»,— доводилось ли вам слышать такую расхожую фразу? Коучи обычно любят говорить так. Но это выражение звучит вполне и в духе философа тоже. Постараюсь аргументировать эту рекомендацию с философской точки зрения и, по сути, объяснить, как возможно сделать столь важный выбор в жизни.

Я уверена, что счастье ближе к нам, чем может показаться поначалу большинству людей.

Всегда ли это справедливо?

Возможно ли сохранять переживание счастья и сопряжённое с ним ощущение себя свободным (а оно сопряжено, — эту связь я тоже намерена рассмотреть), например, в такое непростое время, как сейчас, когда человек уже долго находится в условиях самоизоляции из-за пандемии? «Самоизоляция» звучит громко и грозно, так что, кажется, невозможно здесь и помышлять о каком-либо выборе вообще, тем более свободе выбирать своё счастье. Но это только на первый и «нефилософский» взгляд.

Тем не менее, переживание себя свободным и счастливым доступно нам всегда и везде, а особенно это актуально в условиях, подобных сегодняшним. Не верите?

За доказательством этого утверждения давайте обратимся к аристотелевской философии и стоицизму. Таким образом, станет понятной связь счастья и переживания свободы. Аристотель открывает нам путь к достижению счастья, пролегающий через переживание свободы, а стоики буквально объясняют нам механизм становления свободного человека.

Не то чтобы Аристотель говорил нам о свободе как таковой. Нет. Он говорил об автаркии как о состоянии независимости человека от внешнего мира за счёт обретения самодостаточности, без которой невозможно прийти к счастливой жизни.

Когда я произношу слово «свобода», какие вербальные ассоциации возникают у вас? Например, вы можете сказать: «Полёт, возможность, полнота жизни, творчество...». Не приходит ли вам на ум в ряду прочих и слово «независимость»? Возможно, если бы я попросила вас привести ассоциации, противоположные свободе, то, скорее всего, вы сказали бы: «Закрепощённость противоположна свободе. А ещё зависимость, которая связывает человека по рукам и ногам. Это зависимость от внешних обстоятельств и от других людей».

 

Да, определённо зависимость противоположна свободе.

Может быть, поэтому Аристотель, придавал столь большое значение достижению автаркии как самодостаточности человека в постижении мира, понимаемой как внутренняя свобода и независимость, способность быть истинным собой.

Он применял автаркию для обозначения и изобилия, и идеала скромности в то же время. А в целом — для обозначения достаточности в чём-либо. Так, в космологическом плане зримые божества, небесные тела ведут блаженную и самую автаркийную жизнь, в абсолютной своей полноте. В случае же с человеком Аристотель говорит об этической автаркии как конечном, совершенном благе и счастье.

Автаркию человек практикует на уровне психе или души, в психологическом её понимании, поэтому речь идёт исключительно о переживании человека, а не о чем-то внешнем.

Если ты так хорошо познал себя, добродетели своей души, что способен действовать, сохраняя свою подлинность, независимо от обстоятельств, в которых ты оказался, то, несомненно, ты счастливый человек.

Вся кинико-стоическая традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии человека, как на его духовно-практической гигиене. Так, мудрец-философ ни в ком и ни в чём не нуждается и тем подобен Богу.

Стоики говорят нам, что путь к свободе пролегает через способность осуществлять самостоятельный выбор на основе своих внутренних ценностей и убеждений, независимо от внешних обстоятельств. Конечно же, такое сохранение верности себе не даётся при рождении, и в этом нужно упражняться и закаляться в процессе упорного самовоспитания.

Но почему же такой путь к свободе и счастью столь не популярен среди большинства людей? Разве человек не хочет быть свободным? Не стремится к счастью?

Впоследствии, в экзистенциальном направлении философии и психологии, в логотерапии В. Франкла, в частности, мы найдём объяснение этому, как нежелание человека принять на себя ответственность за собственный самостоятельный выбор. Поэтому, осуществляя выбор, человек переживает этот акт как вынужденный и навязанный извне. А где отсутствует проявление доброй воли, там человек проявляет полную свою зависимость от внешних обстоятельств.

Человек сам неволит себя и принуждает сделать выбор. Он всё равно его делает сам, так или иначе, но относится к нему как к вынужденному именно из-за нежелания принять ответственность на себя за свой выбор. Да, таково его отношение.

Именно это приходится наблюдать повсеместно в нынешних условиях жизни. Люди в самоизоляции всё чаще чувствуют себя несчастными, находящимися «в заточении», «под домашним арестом»... Буквально такие эпитеты приходится слышать.

Это определённо выбор — переживать себя несвободным, однако это выбор неосознанный и безответственный. И это, конечно же, не стоический подход к своей жизни, и не экзистенциальный, и состояние автаркии здесь недоступно человеку, — в этом смысле он далёк от переживания себя счастливым. Но, придай человек своему выбору иной смысл, потрудись вообще над поиском смысла [своей самоизоляции], — и вот он уже не страдалец, а вполне свободный человек, ищущий и выбирающий. Возможно, в этом поиске обнаружится счастье...

Всегда есть внешние условия, которые мы не выбираем, но никогда мы не бываем лишены выбора, как относиться к этим условиям и какой смысл придавать своим действиям. В этом смысле переживание свободы, будучи явлением сугубо внутренним, доступно нашему выбору всегда, при любых обстоятельствах.

 

Мне близки эти философские позиции, благодаря их доступности и практичности, что позволяет легко применять их в своей жизни и получать немедленный результат. Мне легко переживать себя свободным человеком, понимая, что я самостоятельно делаю выбор в своей жизни, руководствуясь не давлением извне, а собственными убеждениями, и, разумеется, несу ответственность за свой выбор. А если ожидания окружающих совпадают с моими убеждениями, то соответствующий мой выбор вовсе не означает, что я делаю его вынужденно или несвободно.

Достижение такого понимания уже само по себе открывает путь к счастью, ибо, как сказал Сёрен Кьеркегор, «дверь к счастью открывается наружу»...

You have no rights to post comments