Конфуций как-то сказал: «Учиться и не размышлять — напрасная трата времени; размышлять и не учиться — губительно». Эта его фраза всегда привлекала меня, хотя и оставалась (наверное, и остается) не совсем понятной. Как все непонятное, она рождала различные интерпретации, к одной из которых я пришел недавно.
Я думал, интересно, откуда возникает у меня смысл, почему какие-либо идеи, которые я узнаю в процессе обучения, обретают для меня жизненность и силу, а другие, вроде бы хорошо знакомые мне и даже кажущиеся значительными и довольно любопытными, тем не менее, остаются «в тени»?
Теперь я понял, что секрет в размышлении. Размышление — это создание связи между мыслями, идеями, понятиями. Перечисление каких-либо понятий или фактов — это еще не размышление; оно возникает, когда мы связываем их друг с другом. Сила рождается из связи. Но связать понятия только друг с другом недостаточно, важно связать их с самим собой, со своим «я». И вот только благодаря этой связи идеи со мной самим, моей жизнью, она обретает для меня смысл и живую силу этической или моральной необходимости. Думаю, именно тогда мы только и можем говорить о понимании (этимологически «понять» родственно «поять», «принять»). Я как будто впускаю идею в свою жизнь, и уже в принципе не могу быть и жить по-старому.
А недавно еще встретил у Юнга: «Не менее серьезную ошибку допускают те, по мнению которых достаточно лишь как-то объяснить образ, и это уже будет знанием о нем. Если человек не рассматривает это знание как этическую заповедь, он впадает в иллюзию собственной власти над бессознательным, что может привести к опасным последствиям, гибельным не только для других людей, но и для того, кто считает себя "посвященным". Образы из бессознательного налагают на человека огромную ответственность. Непонимание этого, равно как и уклонение от морального долга, лишает человека целостности и придает его жизни характер болезненной раздробленности».