Вот это шляпка, так шляпка, не то, что моя. В этой-то и по улице пройдешь, все-таки кто-нибудь взглянет, скажет: «Ах, какая хорошенькая!»
А.Н. Островский. «Доходное место»
Вряд ли какая-то другая деталь одежды может выразить с такой силой дух времени, вкусы и представления людей, их социальное положение, как головной убор. Возможно потому, что голова все-таки имеет для человека определенную ценность. На протяжении истории головным уборам приходилось выполнять и практическую функцию, и символическую, и политическую.
Древние греки почти всегда изображаются с непокрытыми головами. Это объясняется не только мягким климатом, но и эстетическими особенностями эпохи. Античная культура стремится к открытости, в том числе и в одежде. Головной убор используется только по необходимости. Для работы в поле или в дорогу греки надевали шляпу с полями — петатос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, часто изображали в петатосе. Войлочные колпаки без полей — пилосы — носили ремесленники и моряки. Люди состоятельные носили налобные повязки и венки. Определенными растениями в венке обозначался род занятий, общественное положение. Архонт (высшая выборная должность в Афинах) носил миртовый венок. Отличившемуся воину полагался оливковый или дубовый венок. Были у древних и венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта. Жрецы носили венки из растений, посвященных их божеству. Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского laureatus — «увенчанный лаврами».
В древнем Риме существовал обычай надевать пилосы на время сатурналий — празднеств в честь бога Сатурна, когда все люди становились равными. Позднее, в эпоху Римской империи, такие колпаки носили только ремесленники и крестьяне, но не рабы. Рабу дарили пилос, когда его отпускали на свободу. Одна из версий происхождения обычая снимать шляпу в знак приветствия относится к античным временам. Форму вежливого обращения можно перевестись так: «Я ваш раб, я готов вам служить».
Пилос, вероятно, был принесен в античную культуру из Малой Азии фригийскими племенами. Фригийский шерстяной колпак имел верхушку, свисающую на лоб. И этот колпак стал символом свободы. Римляне надели колпаки в день смерти ненавистного императора Нерона. Фригийский колпак выбит на медали в честь изгнания из Рима последнего царя Тарквиния Гордого. Много веков спустя этот колпак стал одним из символов Французской революции.
Период средневековья являет нам огромное разнообразие головных уборов. Универсальным головным убором можно назвать съемный капюшон с длинным хвостом — шаперон. Его носили все сословия начиная со времен Меровингов (V в.) и до XVI в. Чем знатнее был человек, тем объемнее капюшон он носил и тем длиннее делали у него кончик, именуемый шлыком.
Во время траура капюшон, не надвигая на голову, носили за плечами, а шлык обматывали вокруг шеи. Это был самый распространенный знак скорби для всех сословий на территории всей Западной Европы.
Женщины скрывали волосы под покрывалом или головной повязкой, охватывавшей голову и подбородок. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами, украшенными цветами и лентами. Тождественный обычай существовал и в древней Руси, предписывая замужней женщине прикрывать волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду). Отсюда произошло выражение «опростоволоситься», то есть показаться перед людьми с непокрытой головой. А сорвать с замужней женщины головной убор означало нанести тяжкое оскорбление ей самой и всей ее семье. Интересно, что на Руси женщины носили «рогатые» кички, а в Западной Европе одно время были популярны чепцы с рогами. Разные по внешнему виду, и те и другие являлись, видимо, отражением древней веры в священную, охранительную силу рогов.
Во времена поздней готики в моду входят высокие колпаки — эннены. Эннен значительно удлинял женскую фигуру и придавал ей такую осанку, что силуэт женщины обретал сходство со стрельчатыми арками готических соборов. Эннены продержались в моде Европы около ста лет. Чем знатнее была дама, тем был выше ее эннен. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Мужчины, дабы не отстать в росте от дам, носили высокие шляпы, которые часто называют «сахарными головами».
В Западной Европе XIV–XV вв. вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.
Бургундские щеголи носили даже по две шляпы — одну на голове, другую за спиной.
В Европе XVII в. установился обычай не снимать шляп в помещении, в обществе и даже в церкви; в шляпах остаются и во время еды. Появляется понятие «шляпные права». Перья на шляпах имеют носить право только аристократы. Особой привилегией было право не снимать шляпу перед королем, даровавшееся за особые заслуги.
Со шляпами связывали принадлежность к тем или иным группировкам, например, «круглые шляпы» в Англии XVII в. или «партия шапок» и «партия шляп» в Швеции XVIII в. Для американских колонистов символом их независимости стал цилиндр. В цилиндрах были также члены французского национального собрания в 1789 г. Благодаря этому факту цилиндр попал в немилость в европейских странах. Павел I запретил указом ношение всех круглых шляп. А в Англии 1797 г. был арестован и подвергнут штрафу шляпный мастер, имевший смелость появиться на улице в цилиндре.
Самое интересное, что через 20 лет цилиндр надели все чиновники и даже полицейские, символом же либерально настроенных граждан стала мягкая фетровая шляпа с широкими полями и высокой тульей.
В XIX веке мода на шляпы меняется с огромной быстротой. Но практически до 20-х гг. XX в. шляпа является атрибутом костюма, без которого немыслимо появиться на улице.
В наше время шляпа может скорее служить признаком элегантности, чем социальных отличий. А потому каждый волен сам выбирать как головной убор, так и смысл, в него вкладываемый, будь то способ укрыться от чужих взглядов, стремление выделиться или просто желание выглядеть красиво и гармонично.