В жизни человека бывает всякое. События чередуются, сменяют друг друга, одни приносят радость, другие горе. Иногда все происходящее с тобой представляется вполне логичным и понятным следствием того, что ты делал раньше, и кажется, что твоя судьба полностью в твоих руках, что ты держишь ее под контролем. Иногда создается впечатление, что некоторые ситуации и события сваливаются на тебя как снег на голову. Откуда они взялись? Почему со мной происходит именно это, а не что-то другое? Почему именно со мной, а не с кем-то другим? Какие последствия может иметь в будущем та или иная моя реакция на события, происходящие сейчас? Как выбрать правильное решение среди множества вариантов, в каждом из которых есть свои “за” и “против”, как не ошибиться? Может быть, то, что должно произойти со мной, все равно произойдет, как бы я ни старался что-либо изменить? А может быть, все наоборот: я - хозяин своей судьбы, сам решаю, чего хочу, и сам ее создаю?
Вопросов много, из одного рождается другой; но, кажется, ответить на все их множество можно будет только тогда, когда мы найдем ответ на единственный, основной вопрос, волнующий человека испокон веков: случайно ли, стихийно ли все, что происходит с нами, или во всем этом можно найти определенную закономерность?
На этот вопрос пытались ответить философы всех эпох и культур, и многие из них предлагают весьма схожие объяснения великой загадки, называемой “судьба”. В этой статье мы не будем углубляться во все аспекты этой темы и пытаться в деталях объяснить суть того сокровенного Закона Судьбы, который в Древней Индии называли кармой - законом действия (акции) и реакции, законом причин и следствий. В любом случае, все философы древности согласны в одном: ни во Вселенной, ни в жизни человека не бывает случайностей, не бывает абсурда, все имеет свою сокровенную суть, свой смысл и предназначение. Все имеет свое “почему” и “ради чего”. Каждое явление в природе, каждое событие в нашей жизни является естественным следствием определенной причины - того, что происходило или что мы делали раньше. Каждая наша мысль, действие, реакция на событие становится причиной, порождающей новые следствия, новые действия и новые события. Что посеешь, то и пожнешь! Все связано между собой, как звенья в цепи.
В русле этой загадочной Судьбы, или Провидения, как называли ее стоики, переплетаются и в равной мере влияют на ход нашей эволюции предопределенность и свобода выбора - то, чего мы не можем избежать, и то, что можем изменить силой нашей воли и понимания. Философы древности говорили, что на самом деле предопределенность и свобода выбора не исключают, а прекрасно дополняют друг друга. Предопределены Законы, Модели мироздания и бытия, Путь эволюции, его этапы и все условия жизни, созданные в соответствии с этими моделями. Путь, Законы и Модели эволюции — это то, чего мы не можем избежать, ибо не мы их создавали, и даже если бы кто-нибудь когда-нибудь поставил перед нами эту задачу, она была бы нам не по плечу. Но зато никто никогда не обязывал нас, не предписывал, как идти по этому пути, какие уроки извлекать из событий, выпадающих на нашу долю, что создавать, что выбирать среди бесконечного числа самых разнообразных вариантов. В этом и состоит наша свобода выбора. Жить, умереть и вновь родиться мы обязаны, но как жить, как использовать происходящее с нами - в этом уж мы сами себе хозяева. Не случайно мудрые называли Судьбу великой школой жизни, ибо важны не события, а то, как человек на них реагирует, какие уроки извлекает, какие создает плоды и какую Судьбу вызывает вследствие этого. На самом деле, все в наших руках.
Интересно, что даже наше “обучение” и те условия, которые для этого создаются в великой школе судьбы и жизни, не складываются стихийно. В этой статье мы вкратце остановимся на одном из интереснейших аспектов учений философов древности. Как вверху, так и внизу. Все во Вселенной, в природе происходит согласно точно определенным циклам. Вся жизнь человека протекает согласно циклам, отражающим великие циклы эволюции природы и Вселенной. Каждый цикл имеет свои законы, модели, свои цели и задачи, свои специфические условия развития, где уже заложено все то, что на протяжении данного цикла человек мог бы открыть, осознать, достичь и применить на практике. Каждый цикл имеет также ту “планку-минимум” в развитии, ниже которой человек не может опускаться без вредных последствий для его души, и ту “планку-максимум”, которой он имеет шанс достичь и выше которой он не должен пытаться подняться, ибо условия для этого еще не созрели, и любое дерзновение в этом направлении грозит разрушить все, чего человек достиг прежде. Не случайно философы определяли циклы жизни как возможность перехода из одного состояния сознания в другое.
Жизнь человека — лишь один великий цикл среди других еще более великих. Соответственно, в ней существует также множество меньших циклов, и каждый из них можно было бы изучать долго и тщательно, беря за основу самые разнообразные критерии. Мы остановимся на критерии простом, актуальном и всем нам известном: поговорим о возрастных циклах в жизни человека. По утверждениям известного астролога А. Руперти, возраст - это лишь только стихия, плодотворная почва, внутри которой созревает глубокий человеческий опыт, пробуждается сознание человека и раскрываются сокровища его Души, проходящей через естественные этапы своего развития. Одно и то же событие часто имеет совершенно разные значения, если оно происходит в разных возрастах: меняется его смысл, меняется реакция человека и те уроки, которые он должен извлечь.
Знаменитый астролог Радьяр находит интереснейшую связь между полным циклом целостного развития человека и полным циклом планеты Уран, который составляет 84 года. Уран - загадочная планета великих трансформаций и духовных приключений как на коллективном, так и на индивидуальном плане. В своих положительных аспектах Уран одновременно вдохновляет и вызывает к поиску Пути, смысла, великих истин и возвышенных Идеалов и мечтаний, к преодолению ограничений пространства и времени, к новым идеям и новому созиданию. На индивидуальном плане Уран ведет человека в глубь его собственной души, к познанию самого себя. Это путь не пассивный, а творческий и динамичный, он ведет к откровениям и переосмыслениям, к глубоким переменам и новым рождениям, через тернии к звездам. Уран помогает человеку увидеть цель, будучи еще в начале Пути, и вдохновляет на то, чтобы упорно и терпеливо преодолевать все испытания и собственную ограниченность, зная, во имя чего и ради чего. Уран - это многогранное целостное развитие, это пробуждение в человеке самого сокровенного — его собственной индивидуальности.
Цикл Урана в жизни человека разделяется астрологами на подэтапы различными способами. Можно говорить о семи циклах по 12 лет, о 12-ти циклах по семь лет и о трех циклах по 28 лет. Чаще всего рассматриваются 12 циклов по семь лет. На то есть свои астрономические и философские причины. С одной стороны, для того чтобы перейти из одного зодиакального знака в другой, Урану нужно приблизительно семь лет. С другой стороны, если даже не учитывать глубочайшую символику числа семь, разделение жизни человека на этапы по семь лет, уходит корнями в самую глубокую древность. Согласно одному из основных учений эзотерической философии разных эпох и культур, суть человека не ограничивается лишь только его физическим телом. Строение человека семерично. В нем существует семь “измерений”, семь “тел”, семь “оболочек”, семь “планов” или “миров”, один тоньше другого, которые условно можно описать следующим образом: физическое тело, энергетическое тело, эмоциональное тело, ум, Высший Разум, Интуиция-Любовь и Воля. Каждая из этих “оболочек” или “тел” имеет свою особую природу, механизмы, скрытые потенциалы, начиная с самого материального и тленного - физического тела - кончая измерениями, имеющими чистейшую духовную природу, бессмертную и нетленную: Высшим Разумом, Интуицией-Любовью и Волей. Согласно эзотерической философии, процесс целостного развития человека включает в себя, среди прочего, и сознательную работу с каждой из этих оболочек, их “очищение” и трансформацию, контроль над их механизмами действия, пробуждение скрытых в них потенциалов. В этом контексте одна из задач человека состоит в том, чтобы объединить все эти “измерения” или “оболочки” в одно неразрывное целое и пробудить благодаря этому одно интегральное сознание, одну великую внутреннюю силу, посредством которой проявлялись бы высшие принципы Разума, Интуиции-Любви и Воли.
В учениях философов древности мы находим идею о семи этапах, семи циклах целостного развития человека. Каждый цикл продолжается семь лет и соответствует развитию одной из оболочек в семеричном строении человека. Циклы Урана в астрологии лишь расширяют это основное учение, показывают “другую сторону медали”, раскрывая в некоторой степени психологические моменты, характерные для каждого этапа.
Когда речь идет об изучении полного цикла Урана, продолжающегося 84 года, Радьяр советует рассматривать не все 12 этапов, а 10 циклов по семь лет, от 0 до 70-го года, так как после этого этапа повторяются на другом уровне вещи уже пройденные. Итак, принимая во внимание его совет, мы попытаемся рассмотреть вкратце этот период человеческой жизни в соответствии с циклами развития, изображенными на схеме.
Как видно из рисунка, большой цикл от 0 до 70 лет разделяется на два основных этапа: восходящий и нисходящий, а кульминацией, или точкой поворота от одного к другому, является возраст 35 лет. Каждый из этих этапов содержит пять циклов по семь лет.
Спешу сразу успокоить наших читателей, если нисходящий этап вызывает у них не совсем радужные ассоциации и перспективы. Оба этапа одинаково важны и интересны, и каждый из них в равной мере предоставляет шансы для прекраснейших откровений, переосмыслений и творческих процессов. Философы древности называют восходящий этап этапом Молодости или Весны жизни. До 35 лет происходит постепенный расцвет всех жизненных сил и потенциалов человека. К.Г. Юнг называет этот период “этапом экстраверта”, так как в нем проявляется одна характерная тенденция: вся энергия человека, все его жизненные силы, психологические, умственные и творческие потенциалы направлены вовне, на действия во внешнем мире, на то, чтобы найти в нем свое место и построить взаимоотношения с ним. Основные проблемы и цели, которые ставит перед собой человек до 35 лет, также чаще всего связаны с решением задач социального плана: образование, брак, семья, экономические проблемы, социальный статус, карьера, взаимоотношения. Важную роль в решении таких проблем часто играет окружение человека: родители, семья, а также воспитание, морально-этические взгляды в среде. Даже когда речь идет об осуществлении каких-то внутренних стремлений и мечтаний или о необходимости справиться с психологическими проблемами и комплексами, человек на этом этапе предпочитает решать задачи такого плана с помощью действий в окружающем мире, внешними методами и способами, не углубляясь в самого себя в поиске корней проблемы и ответов на волнующие вопросы.
После 35 лет, с началом “нисходящего” этапа, человек даже физиологически постепенно становится другим, так как приблизительно в это время начинают перестраиваться все его нервные клетки, а жизненной энергии, динамичности, физической выносливости и “юношеского пыла и азарта” потихоньку становится все меньше и меньше. Многие ошибочно думают, что такие моменты убывания “кипящей” жизненной энергии являются плохим предзнаменованием, явно предвещающим начало внутреннего старения. Но не тут-то было, рано еще себя жалеть. Философы древности утверждают, что после 35 лет происходит коренной перелом в жизни человека. Если до этого периода все его мысли, идеи, состояния души и планы на жизнь были направлены вовне, то теперь все жизненные силы и все развитие направляется в глубину, во внутренний мир для переоценки жизненных критериев, качеств личности, души и сознания. На самом деле, в этом возрасте человек получает шанс качественно изменить всю свою жизнь.
Период жизни после 35 лет не является простым продолжением предыдущего этапа; напротив, это переосмысление всего того, что происходило раньше. В этом и состоит основная задача развития на нисходящем этапе: человек должен вновь встретиться с самим собой и с окружающим миром, посмотреть на все другими глазами, открыть для себя то, чего раньше не видел и не понимал, и, меняясь соответственно, создать новые, более широкие и глубокие критерии жизни. О коренном переломе говорится потому, что все взгляды, мечтания, стремления, поиски, метания и события молодости теперь видятся не просто иными глазами, а переосмысливаются до такой степени, что человек иногда доходит до противоположных взглядов. Более того, философы говорят, что после 35 лет человек должен пробудить в себе как бы второе дыхание и искать иные, более подходящие формы, чтобы проявить и выразить все новые понимания и откровения, которые накопились в его внутреннем мире. Это касается всех аспектов его жизни: взаимоотношений, работы, семьи, творчества, стремлений и грез души. В действительности он получает шанс осуществить на практике все сокровенные мечтания молодости — не таким способом, как виделось и мечталось тогда, а в другой, новой форме, иногда совсем неожиданной, но всегда более реальной и более вдохновляющей душу.
Если еще раз повнимательнее посмотреть на схему, можно констатировать, что возрастные циклы человека интересны для изучения не только каждый по отдельности, но и в своих взаимосвязях. Астрологи говорят о том, что каждому циклу нисходящего этапа соответствует цикл восходящего. Из этого вытекает еще одна довольно тонкая и очень интересная задача развития. Когда мы проходим кульминационный момент 35-ти лет и находимся уже в том или ином цикле нисходящего этапа, мы должны еще раз пережить и на другом уровне переосмыслить соответствующий ему восходящий цикл нашей “молодости” - все его события, моменты и состояния. Так, в цикле с 63 до 70 лет и дальше переосмысливается изначальный этап жизни — от 0 до 7 лет, — мы символически “возвращаемся в детство”, а точнее, к истокам существования. В цикле от 56 до 63 лет переосмысливается период от 7 до 14 лет: на другом уровне, в других условиях и с другим применением человек получает шанс возобновить свои энергетические ресурсы, свою внутреннюю силу и придать новую динамику всему, что делает. В цикле от 49 до 56 лет переживается заново период с 14 до 21 года; на первый план вновь выступают эмоциональные, психологические состояния, имеющие свои корни в подростковом периоде и т. д. Цикл от 35 до 42 лет является продолжением и укреплением на другом, более глубоком уровне — как психологическом, так и духовном — всего того, о чем человек мечтал и за что сражался на важном этапе своей жизни - от 28 до 35 лет.
Взаимосвязь между восходящими и нисходящими циклами можно рассматривать также в обратном порядке. Есть предположение, что, помимо конкретных состояний и событий, актуальных для человека на данном этапе его жизни, каждый восходящий цикл является в каком-то смысле плодотворной почвой для “зерен”, которые дадут плоды только в будущем, в соответствующем нисходящем цикле. Таким образом, некоторые удивительные, глубокие и неординарные состояния ребенка в возрасте от 0 до 7 лет будут до конца осознаны и обретут конкретную и окончательную форму лишь в возрасте от 63 до 70 лет и дальше. Кое-что из того, что мы “сеем” в возрасте от 7 до 14 лет, дойдет до своего полного расцвета, созревания и оптимального применения в возрасте от 56 до 63 лет и т. д.
Астрологи указывают на еще один любопытный факт. Цикл Урана можно также разделить на три периода по 28 лет, и тогда, в дополнение ко всему, что сказано раньше, ключевыми для развития человека становятся: 0-й год (год рождения), 28-й, 56-й и 84-й годы жизни. Об этих ключевых моментах жизни человека мы расскажем более детально, когда будем подробно рассматривать возрастные циклы, им соответствующие. Пока можно только обратить внимание на то, что, символически, говорится о шансах для нового возрождения Души и сознания, для обретения Пути и всего сокровенного, что с этим связано. Древние замечают, что подобные возможности не падают с неба, они должны быть выстраданы и заслужены в результате пережитых кризисов, внутренних сражений и испытаний. Обратите внимание на то, что эти периоды совпадают с циклами планеты Сатурн, Великого Испытателя, проверяющего с помощью трудностей, насколько сильно, крепко и ничем не уничтожимо все то, что для нас является дорогим и священным.
Перед тем как перейти к рассмотрению каждого возрастного цикла по отдельности, я еще раз обращаю внимание читателей на то, что речь не пойдет ни о рецептах, как поступать в том или ином конкретном случае, ни об абсолютных истинах. Мы будем говорить лишь о моделях и о некоторых точках отсчета, которые могли бы помочь нам разобраться с самим собой. Но как пройдет тот или иной цикл нашей жизни — это будет зависеть только от нас самих, от нашего понимания и наших шагов.
Цикл от 0 до 7 лет
На этом этапе в первую очередь бросается в глаза развитие физических и органических функций ребенка, а также базовых психических и умственных механизмов его сознания. Но эти внешние, наблюдаемые факты являются на самом деле лишь “видимой частью айсберга”, за которой скрывается целая гамма интереснейших переживаний и состояний ребенка, о которых родители часто даже не догадываются. В силу ограниченности рамок нашей статьи мы немного отойдем от общепризнанных и безусловно ценных взглядов современных психологов на эту тему — о них можно узнать из трудов по возрастной психологии. В этот раз мы предполагаем посмотреть на ребенка не глазами ученого, а глазами философа, которого интересует в первую очередь душа маленького человека, его внутренний мир и многочисленные творческие и иные сокровенные потенциалы его личности, а уже исходя из этого — все остальное. Не все в высказываниях мудрых можно проверить с помощью статистики и математики, но этот факт не делает их учение менее достойным внимания.
Нам кажется важным вспомнить древнюю философскую традицию, которая говорит о том, что духовное развитие ребенка и даже некоторые ключевые моменты его жизни в этом мире начинаются еще до того, как он родился. В этом исключительно важную роль играют родители, которые должны обеспечить ребенку не только идеальные физические условия жизни, но и условия для полноценного развития его души. Ответственность родителей велика, она начинается еще до того, как в их сознание приходит первая мечта о ребенке. Души родителей и ребенка связаны между собой загадочными, мистическими узами, подобно сообщающимся сосудам: все, что происходит с одним, автоматически отражается на другом. Именно поэтому философы древности утверждают, что родители своими мечтами, стремлениями, внутренними состояниями, взаимоотношениями и, самое главное, любовью “призывают” душу ребенка задолго до того, как он рождается. Каков внутренний мир родителей, чем они дорожат и о чем мечтают, в чем состоят высшие критерии их существования — таков будет и человек, который придет на их зов. Именно в этом состоит огромная ответственность родителей, которые должны знать, что задолго до появления ребенка их собственный образ жизни во многом определяет его внутренние качества, возможности, таланты и способности. Философские традиции говорят о своего рода культуре рождения ребенка, основывающейся на принципе резонанса: подобное привлекает подобное. Самую важную роль в этом процессе играет любовь родителей. Любовь - это сила, которая способна преодолеть границы пространства и времени, и чем сильнее любовь между родителями, тем сильнее становится их стремление призвать не просто ребенка, а родственную душу. Чем сильнее любовь, связывающая родителей, тем утонченнее, прекраснее, глубже и способнее будет душа ребенка, родившаяся в результате этой любви, — и наоборот.
В рамках философской культуры рождения говорится также о моментах зачатия ребенка, которые должны быть исполнены внешней и внутренней гармонии, красоты и проявлений большой любви. Есть примета: какие состояния души в момент зачатия проявляют родители, такая душа ребенка опустится к ним. К “приходу” ребенка готовятся долго и красиво, он должен быть желанным и любимым еще до зачатия — поэтому так нежелательна беременность “случайная” или возникшая в результате лишь физиологического, сексуального влечения. Также опасно не только для организма, но и для души ребенка зачатие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при изнасиловании и в других дисгармоничных и разрушительных ситуациях. Но даже в таких случаях есть одна соломинка, за которую всегда можно ухватиться и которая всегда спасает: это любовь к ребенку хотя бы одного из родителей. Если она сильнее тех разрушительных моментов, которые способствовали рождению, то она естественным образом выполняет функцию покровительства и защиты, ограждая душу ребенка от всех опасностей. Сам момент зачатия - это апофеоз родительской любви, благодаря которому родится еще один маленький человечек. Поэтому древние традиции говорят, что он должен проходить не только с красивым состоянием души, но и в чистой и гармоничной атмосфере, с красивой музыкой, цветами, запахами, в окружении всего того, что вдохновляет душу.
Загадочная связь между родителями, особенно матерью, и еще не родившимся ребенком продолжается во время беременности. Хорошо известен тот факт, что мать во время беременности должна вести, по мере сил и возможностей, максимально здоровый и гармоничный образ жизни. Ведь все происходящее с ней - все стрессы, переживания, расстройства, болезни или, наоборот, красивые и запоминающиеся моменты - отражается не только на здоровье физического организма ребенка, но также и на здоровье его психики, определяя ее стабильность или нестабильность. Традиции говорят, что душа еще не родившегося ребенка в каком-то смысле мудрее своих родителей, так как до момента рождения в ней еще сохраняются воспоминания о вечном, об ином мире, в котором она пребывала. Поэтому во время беременности, она, говоря символически, может даже стать маленьким учителем для своих родителей, пытаясь “достучаться” до них и “рассказать” им о своем сокровенном внутреннем мире, о своем предназначении на земле, о своих способностях и условиях, которые ей нужны, вплоть до имени. Родители должны попытаться интуитивно почувствовать душу своего ребенка, ее будущий путь и наклонности, а период беременности как раз является прекрасным шансом понять, что это реально, укрепляя таким образом нить, связывающую их с ребенком уже на всю жизнь.
Когда маленький человечек рождается, утверждают философские традиции, он еще очень слаб и в каком-то смысле больше похож на ангела, чем на человеческое существо; еще не прервалась нить, связывающая новорожденного с тем миром, в котором он пребывал до своего рождения. В течение первых нескольких лет, и особенно первого года жизни, его душа в каком-то смысле живет больше “там”, чем “здесь”: ребенок пока еще не чувствует четкой разницы между своим внутренним и внешним миром, между миром “земным” и миром “небесным”, между прошлым и будущим. Для него все является частью одного большого настоящего, где воспоминания из “мира истоков” переплетаются с только что созданными образами из его новой, земной жизни. Его чувствительность к сокровенному будет продолжаться вплоть до седьмого года жизни, с кульминационным моментом в пять лет, чтобы затем резко уменьшиться, а после семи лет, в большинстве случаев, вообще исчезнуть.
Маленький человечек после своего рождения еще не приспособлен к новым условиям жизни в материи, и поэтому, согласно легендам, Судьба наделяет его другом и помощником, “неземным” существом, называемым в традициях ангелом-хранителем. Каждый ребенок до семи лет имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его от всех опасностей жизни, пока он не станет на ноги, и, что самое главное, помогающего ему сохранять связь с миром истоков, чувств и воспоминаний, для того чтобы укрепить их в его подсознании и уберечь от полного забвения. Интересно, что если внимание ребенка еще полностью не поглощено вещами и интересами материального мира, если его душа еще не очерствела и сохранила детскую непосредственность и чистоту, то при желании он может увидеть своего ангела-хранителя - во сне или наяву, может общаться с ним, получать ответы на свои вопросы, знакомиться благодаря этому с другими невидимыми существами - эльфами, гномами, сильфами — и сохранить на всю жизнь тягу к “волшебному” и прекрасному благодаря опыту, полученному в детстве. Согласно философским традициям, связь с ангелом-хранителем — это лишь первый показатель становления внутреннего мира ребенка, формирования первых вопросов о смысле жизни и о прекрасном, первых мечтаний и стремлений — загадочным способом он получает первые ответы и создает первые представления о мире. Все это отражается в его играх, рисунках, разговорах, и из них родители могут получить ценнейшую информацию о другой, сокровенной и богатой впечатлениями стороне личности своего ребенка. В семь лет, с поступлением в школу, под влиянием воспитания и особенно развития уже конкретных рационально-логических процессов мышления ангел-хранитель и все волшебные моменты детства исчезают, чтобы больше никогда не вернуться, если их не укрепить в сознании ребенка до этого момента.
Говоря о возрасте до семи лет, психологи упоминают о знаменитой склонности ребенка к анимации — якобы он путает мир своего воображения с действительностью, наделяя все мертвые предметы и персонажи сказок душой. Но для ребенка и кукла, и машина, и Снегурочка, и Дед Мороз, и Винни-Пух — все они живые, все они имеют в его глазах право на реальное существование; иногда очень трудно бывает убедить его в обратном. Для родителей ребенок становится большим выдумщиком, его детские фантазии иногда “выдают” такое, чего взрослым уже не понять, и они охотно принимают советы родных и психологов: проявите терпение, это у него пройдет.
Философы древности в этой ситуации, может быть, посоветовали бы совершенно другое: “Милые родители, постарайтесь, чтобы это у него не прошло”, — ибо то, что мы поверхностно называем анимацией, на самом деле является проявлением ценного качества, которое было бы весьма полезно развить и взрослому человеку, если бы это давалось ему так легко, как удается ребенку до семи лет. Речь идет о великой способности проникать в сокровенную суть вещей, в “душу вещей”, врожденной и естественно проявляющейся в ребенке, которую так сложно вновь разбудить во взрослом человеке, если в детстве ее вовремя не закрепить в сознании. “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь” - так можно определить этот прекрасный талант, рождающийся в детстве и, к сожалению, чаще всего умирающий вместе с ним. Если ребенок свой воображаемый мир считает реальным, то, может быть, так оно и есть, может быть, он видит сердцем ту иную реальность, которую уже не может воспринимать логический и слишком уж “черно-белый” ум взрослого? Если ребенок в каждом предмете, дереве, камне, птице видит душу, то, может быть, она там и есть, может быть, действительно не бывает в природе неживого, все в ней живет своей сокровенной жизнью? Уж в этом с ребенком согласны философы всех народов и эпох, на этом основном предположении построены многие ценные учения. Что же говорить о том, когда ребенок называет самой красивой какую-то невзрачную, слишком худую или слишком толстую, по критериям взрослых, женщину — именно потому, что обращает больше внимания на ее душу и человеческие качества, чем на ее внешний облик!
Это лишь малая доля проявлений того, еще не испорченного внешней жизнью, воспитанием, социальной средой источника мудрости и моральных критериев, из которого ребенок черпает опыт и знание благодаря так называемому процессу внутреннего диалога, или “диалога с самим собой”, доходящему до своей кульминации в возрасте пяти лет. Говорится, что этот диалог происходит благодаря временно проснувшемуся внутреннему голосу, дающему ребенку ответы на все его вопросы.
Великая ответственность родителей и воспитателей состоит в том, чтобы укрепить этот внутренний голос, не позволить ему исчезнуть после семи лет и превратить его в наставника и советника ребенка, чтобы впоследствии, уже став взрослым, он всегда мог обращаться к нему как к своему голосу совести и имел собственные критерии жизни.
Игры, сказки, рассказы о природе, звездах, Вселенной, рисунки, символические ситуации в сновидениях и грезах наяву — все это становится ценнейшим материалом, помогающий проявить богатый внутренний мир ребенка, элементы его предназначения и его будущих склонностей. Особое внимание следует обратить на период от трех до пяти лет, когда ребенок более охотно начинает рассказывать, сам начинает задавать глубокие вопросы и тут же находит на них оригинальные и мудрые ответы. Для того, чтобы все чаще проявлялся внутренний голос, надо по мере сил и возможностей как можно чаще ставить ребенка перед необходимостью самому отвечать на наши вопросы. ”Если бы ты был Винни-Пухом, как бы ты себя чувствовал? Если бы этот листочек, эти капли на ладони были живыми, что бы они могли рассказать о себе? Как им сейчас живется, хорошо или плохо? Почему?” и т. д. и т. д. Очень помогают игры, когда взрослый исполняет роль ребенка, а ребенок должен поставить себя на место старшего - папы, мамы, воспитателя. Это весьма полезно для всей последующей жизни юного человека. Если привить ему еще в детстве тягу к мудрости, если научить его искать ответы на все волнующие его вопросы внутри самого себя, если направлять его так, чтобы он научился отличать мудрое от глупого, истинное от ложного, если научить его руководствоваться законами и моральными критериями сердца... то, вполне вероятно, нам уже не придется беспокоиться за его судьбу.
И еще один очень важный момент. В возрасте трех лет у ребенка наступает первый эмоциональный кризис: он становится строптивым, капризничает и скандалит по любому поводу, топочет ногами, устраивает истерики и часто превращается в маленького тирана. Хотелось бы попросить родителей не поддаваться и попробовать даже в этом возрасте привить ребенку элементарные критерии того, что можно и чего нельзя, иначе потом справиться с ним будет очень трудно, а эти эмоциональные всплески могут продолжаться всю жизнь. Помимо авторитета проблемы такого плана решаются еще и развитием у ребенка чувства юмора — нужно попытаться превращать такие ситуации в шуточные, смешные. Ребенок очень быстро переходит из одного состояния в другое. Смех - прекрасная возможность катарсиса, а кроме того, уже с этого возраста мы таким образом начинаем развивать у ребенка очень важное для взрослого человека свойство: не драматизировать события, сохранять определенную дистанцию между собой и своими проблемами.
Необходимо понять, что возраст до семи лет очень важен, ибо все, что происходит в этот период, так или иначе отражается на всей последующей жизни человека. Если, например, в этом возрасте в пище ребенка не будет кальция, то организм будет страдать от этого всю последующую жизнь. Если в этом возрасте в жизни ребенка не будет хватать любви, теплоты и родительского авторитета, дружбы и понимания, то всю последующую жизнь человек будет считать себя обделенным любовью и будет сталкиваться с огромнейшими проблемами во взаимоотношениях с другими людьми и в адаптации к социальной среде. Но если в этом возрасте ребенку не будет хватать пищи для души... то он всю жизнь может прожить впустую, так никогда и не поняв, для чего родился и ради чего жил.