Понятия «виртуальный», «виртуальная реальность» становятся сегодня всё более популярными. Знакомое нам значение искусственной реальности, созданной техническими средствами и в той или иной мере имитирующей реальность действительную, они приобрели в середине XX века, как раз когда начали развиваться эти самые технические средства. Со времён первых тренажёров для водителей, лётчиков и так далее, помогающих обрести необходимые навыки, виртуальный мир шагнул из области практического обучения в повседневную жизнь.
Время идёт, компьютеры становятся мощнее, средства изощрённее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее и менее отличимыми от тех, кто обитают по эту сторону монитора.
В 80-егоды рождается виртуальная психология, изучающая новую область явлений — взаимодействие человека и объектов виртуальной реальности. В обиходе укрепляются такие словечки, как «информационные технологии», «погуглить», «кибер-отношения» и (Зигмунд Фрейд роняет своё пенсне) «кибер-секс».
Что происходит? Почему мир виртуальный становится иногда привлекательнее реального, а компьютер из машины для вычисления превращается во врата, точнее, портал в мир иной?
Наверное, это результат действия многих факторов, в том числе скрытых в самой душе человека, двойственной, сложной, многоплановой и, по большому счёту, малопонятной для нас. Может быть, эти электронные сновидения (доктор Фрейд возвращает пенсне на место и морщит лоб) компенсируют нехватку чего-то важного в нашей однообразной, слишком предсказуемой повседневной жизни? Кому-то хочется большей свободы, в том числе от ответственности за свои слова, поступки и ошибки, благо, анонимность Интернета и запас «игровых» жизней позволяют. Кого-то привлекает возможность создать множество контактов с огромным количеством людей, встретить единомышленников, увеличить круг общения без излишних усилий. Кто-то реализует невостребованные и нерастраченные в офф-лайне силы своей души в компьютерных играх — яркий пример того, что герои мифов, былин, сказок вовсе не ушли из жизни, а лишь приняли иные формы, и даже в наш прагматичный, рациональный век глубоко заложенная в нас тяга к приключениям неистребима. То же самое можно сказать и о потребности в признании, достижении... почему не с помощью компьютерной игры, в которой немногие мастера доходят до высшего уровня, затратив всего пять из семи «жизней»?..
Как странно всё происходит в нашей жизни! Мы что-то изобретаем, и выпущенное на волю нашими руками открывает перед нами совершенно новую область явлений, никак и никем не ожидаемую, и новую область проблем с непредсказуемыми для нас последствиями. Затем рождается специальная наука (как та же виртуальная психология), изучающая эту область как некую данность, но совсем не задающая вопроса о значении этого явления в жизни человека в целом, в контексте смысла его существования. Скорее, она просто помогает подстроиться под новую реальность. И мы приспосабливаемся, всё более увеличивая разрыв между виртуальным и действительным, между тем, о чём мы знаем, и тем, что умеем, можем и чем реально живём, между интеллектуальным и практическим...
Гм, интересно, а что будет, если компьютер... выключить?