Наверное, есть что-то странное в том, что я считаю себя некомпетентным в какой-либо области науки, и понимаю необходимость обучения у опытного и авторитетного специалиста, однако, в области философии, в вопросах связанных с духовной жизнью, считаю учителя лишним, а свои представления достаточными, чтобы сформулировать мнение по любому подобному вопросу. Но ведь эти вопросы ничуть не проще, чем в любой другой науке, а, возможно, сложнее, так как касаются вещей совсем не очевидных (часто, в прямом смысле этого слова). Учитель — тот, кто видит дальше, понимает глубже, чувствует тоньше, и потому я могу научиться этому у него, тем более, речь идет вовсе не об абстрактных концепциях, а о практических навыках, образе жизни и действия. И поэтому я его ищу.
Кто-то скажет, что отношение к учителю как авторитету создает возможность для обмана, манипуляции и т.п. с его стороны. Наверное, тут есть определенный риск, но поиск учителя — это поиск, а, значит, он сопряжен с ошибками. Это так же, как поиск своей пары — хотя есть мое сердце, и мои глаза — без риска не обойтись. Но если из-за страха ошибки (вдруг он меня обманывает?) я не создам узы с этим(ой) «пока-еще-котом-в-мешке», я останусь одиноким (а вдруг все же не обманывает?).
Похожее, думаю, происходит и с выбором учителя. Наверное, прав был один современный писатель-философ, назвавший наше время «Эрой подозрения». Мы подозрительны, недоверчивы, не хотим рисковать и серьезно вкладываться в наши отношения с учителем, но, мне кажется, риск ошибки — лишь повод, а не причина бездействия.