На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. Я никогда не смотрела его от начала до конца: не очень нравился главный герой, только я никак не могла объяснить себе, почему и что мне, собственно, не нравилось. Но знаю, что у детей, особенно у самых маленьких, кому от четырёх до семи, этот персонаж очень популярен. Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. Но героями ли?

 

Человек-паукДавайте по порядку. Вспомним сюжет фильма. В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везёт. В общем, мир не очень дружелюбен к нему. Особенными талантами, храбростью или исключительной добротой он не отличается, но человек Питер неплохой. И вот благодаря стечению обстоятельств он превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. Вроде бы что плохого? Прекрасный пример для подражания!

Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, незаметным обывателем, которому не очень везёт. Свою вторую натуру ему приходится скрывать. Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тёмную сторону и становится чёрным Человеком-пауком. Получается, новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец», «Звёздные войны», «Матрицу». Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы. И благодаря этому действительно меняется. Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем. Хотя вначале героем его точно не назовёшь.

братство кольцаИ не его одного. А Нео из «Матрицы» разве был Избранным? Нет, ему об этом так прямо и сказали. Но он стал Избранным благодаря испытаниям и внутренней трансформации. А Люк Скайуокер из «Звёздных войн» был рыцарем-джедаем? Нет, но он стал им, пройдя обучение, в котором училось прежде всего его сердце.

И никто не наделял этих героев волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мышей. Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы. У Люка и Нео были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. У Фродо был Гендальф, которому он доверял больше, чем себе, и преданный друг Сэм, который был готов за ним в огонь и в воду. И это посильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. Вот что им помогало, их спасало, меняло. Заставляло вставать, когда идти не хотелось, решаться, когда смелости совсем не было. И они стали героями, которые спасали мир.

Да, нельзя сказать, что Человек-паук плохой, и вначале он даже осознавал свою ответственность за данную ему силу, правда, потом всё изменилось: появилась гордость, самолюбование... Позже он осознал свои ошибки, но почему его развитие происходило в обратную сторону, почему он стал чёрным Человеком-пауком?

Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий. Это дар ниоткуда.

Может, поэтому Человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта — нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось легко. А меняться... зачем?

Такое ощущение, что мы потеряли интерес к человеку и с большим вниманием наблюдаем жизнь полупауков, полумышей, полумашин и разных мутантов. Они совсем другие, и в них могут выражаться наши желания, наши страхи и то, чего мы никогда не сможем достигнуть. Но даже если в них отражаются наши добрые и героические устремления, мы прекрасно понимаем, что никогда не сможем стать этими героями, а значит, наблюдать за ними безопасно: нам-то уж точно не совершить ничего подобного, у нас же нет сверхспособностей или чудо-костюма. И мы с удовольствием убегаем в эти так удачно устроенные укрытия нашего времени: там точно от нас ничего требоваться не будет, там можно расслабиться.

От чего же мы бежим? От неудач, от скуки, от бездействия, от того, что ничего не меняется, от собственной жизни, в которой нет места для подвига...

Нео и ЛюкЯ сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек-паук — кумир, пример для подражания. Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир... Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету? Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. Как-то страшно становится. Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои! А если детям не даётся ничего, кроме Человека-паука?.. Да и не только детям. Те же самые модели неосознанно перенимаем и мы, если у нас нет альтернативы, нет собственных героев. А до их хороших дел и подвигов нам далеко, у нас же нет таких способностей! Так незаметно для нас происходит подмена ценностей.

В одной из частей фильма «Человек-паук» тётя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. А вам? Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

Комментарии   

+19 #3 anoir 21.12.2017 17:34
Во время решений ЕГЭ я был сильно ошеломлён и возмущён предоставленным текстом. Ведь автор даже не понял истинного значения всех этих картин. Именно ложная истина человека паука не давала мне покоя все эти дни. С самого начала автор концентрирует внимание на том, что сам супергерой человек паук нравится в основном аудитории с возрастными категориями от 4 до 7 лет. Но это не так, так как сама основная концепция этого героя изначальна задумана на тинейджеров (то бишь подростков). Дело в том, что человек-паук был создан в 60-х годах, всего через десятилетия после появления такого понятия как современный американский подросток. После Второй Мировой Войны в США происходил золотой век капитализма, это привело к глобальной коммерциализации всей индустрии. Если раньше парни уходили работать на завод будучи далеко несовершеннолетними, то теперь же в силу благоприятной экономики всё больше и больше людей начинают получать высшее образование, перед тем как пойти на работу . Появляется полноценный социальный слой, что уже не ассоциирует себя с детьми, но несмотря на физическую зрелость всё ещё не является взрослым. А какая же проблема чаще всего фигурирует в подростковой жизни? Социальная непринадлежность - это когда не получается жить согласно консервативным нормам предыдущего поколения и в то же время не получается "вписаться" в компанию ровесников. Не трудно заметить, как человек-паук играет с подобными, близкими для подростков темами. В фильме удовлетворяются чувства социально-ущемлённых. Сэм Рейми, режиссер данной картины, прекрасно показал его дихотомию, то бишь раздвоенность. Если ты рассказываешь историю человека паука, то крайне важно показать как этот герой пытается совмещать обычную жизнь и борьбу со злом. Причина по которой человек паук был и остаётся актуальным заключается в том, что он является метафорой взросления, ведь это подросток, которому внезапно приходят невиданные до этого физические силы, но несмотря на это, он всё ещё недостаточно зрелый, чтобы использовать их как надо. Силы приходят к нему, когда он сам переживает самое неловкое время в своей жизни - подростковый период. Безуспешные силы человека паука вести себя как настоящий супергерой напоминают усилия каждого подростка перестать быть ребёнком и вести себя как взрослый. Наиболее ярко это проявляется в комиксе, когда Зелёный Гоблин сбрасывает с моста девушку Питера Паркера, Питер пытается её спасти и запускает в неё паутину, но в конечном итоге эта паутина и ломает ей шею. Уникальность этой истории заключается в том, что человек-паук сам виноват в своих неудачах в качестве супергероя. Проблема картины лишь в том, что в фильме всё, что понадобилось Питеру, чтобы превратиться рассудительную, понимающую и ответственную личность, так это услышать довольно абстрактную пословицу от дяди. Это наиболее правильно показано в Человеке-пауке: Возвращение домой, которую я вам настоятельно рекомендую посмотреть. Я говорю лишь о том, что Человек паук это отдельная вселенная со своими тонкостями и спецификами, так что не нужно сравнивать его ни с "Властелином Колец", ни с " Матрицей", ни тем более со "Звёздными войнами".
Да, прибудет с вами Жубан...
-4 #2 vvkarelin 29.11.2015 14:42
Цитирую Guest:
Зачем писать анализ фильмов, признанных практически всем миром? Это аналогично тому, что я сейчас напишу анализ отечественного мультика про Винни-Пуха. Он был таким гадом, что съел мед у кролика!!!


Мне показалось, что целью данного материала был не "анализ фильмов", а размышление о том, что современному человеку очень важен образ героя.
+6 #1 Guest 29.11.2015 14:40
Зачем писать анализ фильмов, признанных практически всем миром? Это аналогично тому, что я сейчас напишу анализ отечественного мультика про Винни-Пуха. Он был таким гадом, что съел мед у кролика!!!

You have no rights to post comments