Д. и Ф. Мы просим тебя рассказать о человеке, так как этим словом называют всех существ, имеющих человеческий облик. Но поскольку их поведение нередко различается самым решительным образом, а интересы разнятся до такой степени, что благородное и доброе для одних является неблагородным и злым для других, то оказывается, что под человеческим обликом заключены существенные противоречия. Кроме того, мы видим, что в нас самих преобладает порой одна часть нашей природы, а порой — другая. Иногда мы даже не знаем, какие возможности таятся внутри нас, а когда они обнаруживают себя, это становится для нас полной неожиданностью. Как направить эти наши различные "я" в нужное русло, чтобы они не замутняли наше сознание или, по меньшей мере, не разрушали нашу жизнь и не наносили вред другим?
У этого вопроса несколько аспектов. Одни мы затронем сейчас, а другие — чуть позже.
Прежде всего, стоит напомнить, что существо, которое мы называем человеком, строго говоря, не является ни единым, ни тем более однородным. И поскольку оно неоднородно по своей природе, мы не можем ожидать в его проявлениях постоянства и неизменности. Даже на чисто физическом плане порой возникают ситуации, когда одними и теми же словами называются вещи, тесно связанные, но все же имеющие различия. Если я, к примеру, произнесу слово "стул", в вашем воображении возникнет образ этого предмета. Но если я вас спрошу, является ли этот предмет горизонтальным или вертикальным, что вы мне ответите? Вы ответите, что у него есть и вертикальные, и горизонтальные элементы, и есть даже такие, которые не являются ни строго вертикальными, ни строго горизонтальными. К тому же, кроме неподвижных, в нем могут присутствовать и подвижные элементы, которые можно установить как вертикально, так и горизонтально. Согласитесь, что можно привести и другие характеристики: стул может еще состоять из жестких и эластичных элементов и т. д.
Так же нужно рассматривать и человека. На наших занятиях мы говорили о том, что все древние люди, рассматривая строение человека, делили его на различные, более или менее гармоничные, тела, своего рода "проводники", которые использует сознание для своего перемещения, в зависимости от необходимости и от накопленного опыта. И у нас в потенциале есть тела, которые нам предстоит использовать в будущем, когда это позволит наша эволюция и когда у нас возникнет реальная потребность в них.
У древних египтян и древних индийцев мы почерпнули знания о семеричной структуре, согласно которым каждый человек в действительности состоит из семи тел. И поскольку эти тела находятся во взаимосвязи, действуя в семи различных измерениях или планах природы, для наглядности их можно представить как бы наложенными одно на другое, как чешуя или водолазный костюм. Повторяю, что это сравнение условно, но на первоначальном этапе оно поможет нам создать соответствующий образ.
Анатомия показывает, что различные системы физического тела, например нервная система и система кровообращения, очень похожи по форме и переплетаются во многих местах. Если бы мы могли идеально вычленить нервную систему, костную систему и систему кровообращения, то на первый взгляд они показались бы очень близкими по своему строению. Тем не менее, они различны, и если их тщательно исследовать, мы убедимся, что они коренным образом отличаются — настолько, что если бы мы не видели их вместе, то не смогли бы представить их в непосредственном взаимодействии, как это происходит в действительности. Для неопытного глаза мышечное прикрепление к большой кости может показаться простой неровностью; проход артерии через мозг — одной из мозговых извилин; ответвление нервного узла, отвечающее за кровоснабжение определенной зоны, — лишь неким элементом, напоминающим по форме спираль, и так далее.
Это легко понять со смирением в сердце... Если мы вдруг захотим все знать и наше тщеславие (в той или иной мере являющееся проявлением нашего подсознания) станет грубо толкать нас вперед, то, подобно стаду буйволов, мы проскочим мимо нежных цветов. И когда пыль и расстояние скроют их от нас, спросим себя: "А где же эти цветы?" И если взять эти цветы как символ знания, вы поймете, как легко пройти мимо них, не заметив и даже растоптав из лучших побуждений.
Я советую вам, дорогие друзья, идти по жизни шагом, без лишнего бега и бесполезных остановок, как бы гуляя и наслаждаясь прекрасным пейзажем. В сущности, окружающая действительность именно такова.
Но вернемся нашей теме. Согласно древним учениям, которые мы принимаем, — не потому что они древние, а потому что верные и потому что ни одна другая теория в нашем веке не отличается таким правдоподобием, — тот, кого мы называем человеком, состоит - "снизу вверх" - из физического тела, жизненного, психического, ментального конкретного, ментального духовного, интуитивного и высшего, истинно духовного тел. Дадим более подробное объяснение каждого из них.
Физическое тело: запрограммированный "робот", совершеннейшая электротермодинамическая машина, которая, впрочем, представляет не большую ценность, чем любая другая машина. Наше "я" влюблено в нее и отождествляет себя с ней, как порой мы отождествляем себя с нашим автомобилем или любимым животным. На физическом плане она нам необходима, но мы преувеличиваем эту необходимость, полагая, что она будет полезна всегда и без нее невозможно наше дальнейшее существование. Мы настолько себя с ней отождествляем и придаем ей такое значение, что, как правило, верим, что от этой машины зависят все остальные наши функции и способности, не замечая, что они лишь отражаются в ней, точно так же, как в тормозящей машине отражается воля водителя остановиться.
Жизненное тело: еще один "робот", но состоящий не из материи, а из энергии. Оно обусловливает взаимосвязь молекул и определяет их функции. Именно здесь происходят все явления, обобщенно именуемые жизненными, характеризующие объективную жизнь. Не надо быть искушенным наблюдателем, чтобы ощутить его как своего рода прозрачный "двойник", копию физического тела. Вернее, это физическое тело является его копией. Тело умирает, именно когда этот "двойник" распадается (я имею в виду непосредственную причину смерти).
Психическое, или астральное, тело: еще один "робот", но значительно более «духовный». Это тоже своего рода "двойник", но состоящий из психической субстанции. Здесь находится источник наших поверхностных эмоций и чувств. Отсюда исходит множество импульсов нашей жизни, таких, как внезапный гнев или быстротечная радость. Это тело питается удовольствиями и отвергает боль, в прямом и переносном смысле. Находясь во власти иллюзий этого мира, оно испытывает чувства и само по себе является переменчивым, непостоянным, боязливым и коварным – не потому, что оно плохое, а вследствие необходимости "чувствовать", наслаждаться или вызывать наслаждение. Это основа для секса и всех вожделений плоти. Оно постепенно растворяется после смерти, за исключением тех случаев, когда его существование пролевается слишком материалистичной природой человека либо состояниями глубокого шока, последствия которых - в виде комплексов, тоски, привязанности - связывают физическую жизнь с последующим воплощением.
Ментальное конкретное тело, или тело желаний: продолжая наше "восхождение", мы встречаем этот "проводник", изготовленный из ментальной материи. Это основа нашего эгоизма, как разумного, так и излишнего. Корень глубинной радости и печали. Вместилище великих желаний, великой любви и великой ненависти. Это самое "низкое" из наших "Я". Все предыдущие тела остаются машинами. Им не свойственно какое бы то ни было осознание своего "я", за исключением сопротивления разрушению. Последнее, по сути, является "инстинктом самосохранения", присутствующим во всех существах, в том числе и в тех, которые неверно называют неодушевленными предметами. Конкретный разум на самом деле — это не тело, но, будучи частью того, что "внизу", является опорой для последующих и венцом для предыдущих. Его существование носит двойственный характер. Оно умирает и не умирает, так как от него остается, от одной жизни до другой, ряд "регистров", определяющих реинкарнацию и содействующих совершенствованию опыта, накопленного нашим "Я". Это корень эгоизма, агрессии и страха. Кроме того, это эффективный двигатель для всякого рода действий, прежде всего тех, что носят "индивидуальный" характер. Это последний регистр нашей "частной жизни", в обычном понимании этого слова.
Собственно ментальное тело: это наш Разум, наше "Я". Это то, что уже не является нашим окружением и дает нам осознание нашей индивидуальности и существования отдельно от существования других. В нем пребывают возвышенные, альтруистические мысли, великие идеи и математические абстракции. В нем покоятся, в ожидании своего времени, все наши героические мечты. Здесь сплетается нить, которая посредством воспоминаний соединяет самое лучшее, что остается от наших реинкарнаций, как в плане индивидуальном, так и в плане сознательного участия в коллективном. Это наше Сознание, внутренний голос, который нас вдохновляет или укоряет. Если в конкретном разуме пребывает наше любопытство, то собственно Разум является точкой опоры для наших диалектических вопросов и ответов, основой мистического откровения, когда традиционные аргументы бессильны. Здесь рождаются и умирают все противоречия, которые мы можем постичь разумом.
Интуитивное тело: на этих "высотах" понятие "тело" употребляется лишь в условном значении — не то чтобы здесь не существовали принципы организации, но на этом уровне действуют другие законы, которые мы не способны воспринять как принципы и цели, а можем только почувствовать интуитивно. Здесь обитает непосредственное Знание, находящееся за пределами рационального, еще не получившее своего развития на данном этапе эволюции человечества. В действительности то, что мы обычно называем интуицией, — это своего рода проявление интуитивного подтела, действующего внутри нашего ментального тела. Ведь, согласно традиционным учениям, известно, что каждое из этих тел состоит из семи подтел, которые как бы воспроизводят внутри него целое как единство его составных частей — наподобие концентрических колец, когда одни прочно вставлены в другие.
Духовное тело: место, где обитает Воля Бытия. Начало нашего непосредственного существования, выделенного из Космического Разума. Наше "Я" в своем высшем значении. Молчаливый созерцатель всех наших действий и конечный судья нас самих. Это Бог Платона и Павла в нас. Это Осирис-Ани египтян, который "ростом подобен богам".
Восточные источники, которые наиболее полно дошли до нас и к настоящему времени наиболее глубоко изучены, обычно наделяют три высших тела аморфными характеристиками. Но на самом деле это не так. Дело в скудости наших бытовых языков, которые не могут в точности передать то, что выражали священные языки. Вследствие этого все метафизическое пропадает или теряет свое звучание, когда мы пытаемся охватить его нашим ограниченным разумом. Просто-напросто система высшей организации не поддается нашему пониманию, когда мырассматриваем ее “снизу” при помощи ограниченного набора "инструментов". Точно так же для наблюдающего невооруженным глазом звездное небо — не более чем бесформенное нагромождение звездочек-огоньков. И мы видим как бы в одной плоскости звезды, расположенные на расстоянии миллионов световых лет от нас, но нам, тем не менее, кажется, что они недалеко. Все так непостижимо, когда смотришь невооруженным глазом, что в конце концов мы ощущаем нечто вроде вращающегося хаоса у нас над головой.
То же самое происходит и в микромире, и студент, наблюдающий через линзы микроскопа за сложной жизнью, с мириадами форм, воспринимает ее как пыль, без всякого смысла и связи. Но все во Вселенной разумно взаимосвязано и подчинено общей гармонии. Всюду, насколько хватает нашего понимания, это так, и то обстоятельство, что мы не можем понять что-то, потому что оно другое, — еще не основание для того, чтобы в это не верить.
Ассоциировать духовность с хаосом и случайностью — не что иное, как отрицать то, что недоступно нашему пониманию. Людям свойственно наделять все неизвестное сверхъестественными, фантастическими качествами. Но все подчинено чудесной гармонии благодаря Божественному Мыслителю, или Богу, как бы мы Его ни называли. Если Добро — это выбор лучшего, чистого и неподкупного; если Справедливость, — это определение для каждой вещи ее ценности во взаимосвязи с другими; если Порядок — это расположение каждую вещи в естественном для нее месте, — тогда Добро, Справедливость и Порядок — опоры этой прекрасной Вселенной, лишенной, в своей сути, каких-либо противоречий. Кажущиеся противоречия на самом деле являются движителями гармонии и условием ее функционирования как единого целого. Тот, кто знает Цели, понимает Принципы. Как говорит «Кибалион»: " что наверху, то и внизу".
Д. и Ф. Но если мы принимаем эту Гармонию, почему тогда в нас уживается столько противоречий, что порой мы себя ощущаем и действуем как святые, а порой, напротив, нас направляют зло и эгоизм? Причем эти разные состояния могут разделяться и днями, и минутами.
Представьте себе эти тела в виде дома из семи этажей, связанных лифтом. Перемещающегося на лифте назовем в этом случае Сознанием. В зависимости от этажа, на котором оно остановится, перед ним открывается тот или иной вид, та или иная обстановка. Лифт направится именно на тот этаж, с которого поступил вызов, а не на другой, на котором он, возможно, остановится через несколько минут. Восточные мудрецы сравнивали сознание с обезьяной, прыгающей по одному и тому же дереву с ветки на ветку, почти не задерживаясь ни на одной из них. Например, если ваше сознание направлено на то, о чем я только что говорил, вы, в нашем примере со зданием, находитесь на четвертом или пятом этаже. Но если в эту минуту кто-то нанесет вам сильный удар,вы мгновенно переместитесь на нижний этаж, и на какое-то время синяк на теле может стать для вас самым важным местом в мире.
Д. и Ф. Тогда получается, что сознание — это в некотором роде восьмое тело, которое, будучи подвижным, может посещать остальные тела и быть связующим звеном между ними?
Нет. Сознание — это не тело, которое является сложноорганизованной структурой. Сознание — это "Око Души" (соответствующее на Востоке восьмому Аспекту Шивы), которое направлено в разные стороны. Сознание, в том виде, в котором мы можем его воспринимать и использовать, не состоит из материала, из которого состоят эти тела, а является своего рода подтелом, абсолютно подвижным, состоящим из ментальной субстанции. Повторяю, я имею в виду сознание в том смысле, в котором мы его воспринимаем и используем в обычной жизни. В действительности следует вести речь о семи типах сознания, но это выходит за рамки данной темы и намного сложнее нашего вопроса.
Д. и Ф. Можем ли мы каким-то образом контролировать это сознание, чтобы не находиться постоянно в состоянии "разброда и шатания" под действием либо внешних факторов, либо внутренних переживаний?
Да, можем. Примечательно, что в нашем веке, когда психология была открыта вновь и были изучены с разных точек зрения причудливые полеты бабочки - Психеи, исследования еще до сих пор не установили принципиальное строение и устройство нашей тонкой части. И полученные знания служат лишь для "латания дыр" в отдельных "травматических" случаях, а не для того, чтобы предоставить обычному человеку возможность самоконтроля. Сами психологи, попадая в критические или затруднительные ситуации, ведут себя так, как если бы они занимались не психологией, а работали, скажем, часовщиками или астрономами. Это как сапожник без сапог: ведь, к примеру, мы меньше всего можем ожидать от механика, что он сможет починить собственную машину. Во всяком случае, далеко не всегда.
Таким образом, современная наука психология парадоксальна, и психологические исследования, за редким исключением, являются по сути лишь нагромождением запутанной терминологии. Юнг родился слишком рано, и те, кто сегодня изучает некоторые из его полезных идей, нередко подвергаются атаке со стороны прямолинейной, материалистической науки, которая трактует душу как эманацию тела, во всем нерушимо связанную с ним.
Но вы знаете простые и эффективные средства, благодаря которым, при условии большого желания и упорства, можно в значительной мере контролировать свои действия, чувства и мысли. Если каждый раз, перед тем как что-то сделать, вы спрашиваете себя, к какому плану в основе своей принадлежит это действие и какое тело "направляет" его, вы увидите, что не так трудно достигать самоконтроля исходя из самосознания. Об этом говорил Сократ, и он показал это на примере собственной смерти. А вам нужно доказать это своей собственной жизнью.
Например, если знаешь, что вспышка гнева вызвана возбуждением нашего эмоционального тела, над которым есть другое, отвечающее за разум; когда видишь все "за" и "против" и ощущаешь, что все подчинено свету высокой духовности, — тогда вполне вероятно, что ты посмеешься над собственным гневом или, по крайней мере, подобно божественному Платону, не будешь ни действовать сам, ни судить других, находясь в состоянии раздражения. Поэтому внимательно наблюдайте за собой, изучайте себя, и если возникнут сомнения, обращайтесь к Учителям Мудрости, которые в своих учениях оставили золотые ключи к нашим деяниям. Спросите себя, к примеру: как бы действовал Сократ или Конфуций на моем месте? И свет озарит вас изнутри.
Д. и Ф. Это так, но будем исходить из того, что мы молоды и не являемся ни Сократом, ни Конфуцием. Кажется, последний сетовал по поводу того, что ему не хватает еще ста лет жизни, чтобы понять некоторые из тайн природы, о которых говорится в И-цзин. Как молодой человек, не обладающий достаточным опытом, может достойно справиться с такими ситуациями, при том, что молодости свойственна импульсивность поступков?
Это хороший вопрос. Но если вы перестанете отождествлять себя со своим телом и задумаетесь над тем, что ваш дух бесконечно стар и что ваше сознание перевоплощается в течение миллионов лет, накапливая свой опыт... Тогда какая, по существу, разница между молодым человеком 20-30 лет и стариком? Что значат эти небольшие годы в сравнении с огромным числом веков, которые вы прожили?..
Ваша Душа стара и знает, как справиться со множеством ситуаций. Если вы обратитесь к своей Душе, а не к новым формам своей нынешней личности, вы убедитесь в том, что в вас присутствует очень большой потенциал Мудрости. Усердное чтение классиков освежит эти воспоминания, и вы сможете сдерживать свои эмоции и желания, вместо того чтобы с легкостью отдаваться им.
Вы знаете, что любая форма жизни заключает в себе войну, иными словами, конфликт между ее составными частями. Как учит нас индийская Бхагавадгита, покинуть поле боя — значит повести себя низко, недостойно. Внутри самих себя необходимо вести бой со всем, что преграждает вам путь к совершенству. Достоинство — это естественное стремление к доброму и вечному. Достоинство как таковое — это не высокомерие и не смирение. Это способность определить нашему сознанию именно то место, которое оно вправе занимать в соответствии с долгим путем нашего развития человечества. Так, выполняя свои обязанности, вы получите доступ к своим правам, будете вести правильную жизнь и не будете совершать действий, в которых пришлось бы раскаиваться впоследствии.
Я знаю, что постоянно применять все это на практике будет нелегко: мир полон развоплощенных человеческих сущностей, которые, обретая свою эфемерную физическую жизнь или движимые своими фантазиями, создают препятствия на пути. Но уместно вспомнить древнейшую мудрость, гласящую, что лучше пострадать от несправедливости, чем допустить ее. И поскольку (как утверждают стоики, которых вы так много читали) есть вещи зависящие и не зависящие от нас, вы почувствуете, что и в практической жизни есть одни ситуации, которые вы не в состоянии изменить, и есть другие, непосредственно касающиеся вас, на которые вы можете повлиять. В первом случае остается лишь ждать другого, благоприятного момента, а во втором — вступать в бой мужественно и активно, стараясь преодолеть трудности, не забывая, что прежде чем победить в войне, приходится проиграть великое множество сражений.
Остерегайтесь также оказаться во власти чрезмерного стремления к совершенству, которое может заставить вас отказаться от вашей работы и достижений, помешать добиться оптимальных результатов. Каждый шаг вперед — правильный шаг, и необходимо иметь кроткое сердце, чтобы избегать излишних сравнений с великими, чтобы наши усилия не сошли на нет после первых поражений. Если вы не можете построить дворец из мрамора, возьмите, по крайней мере, бревна, чтобы построить небольшую хижину, где можно было бы жить, - это лучше, чем жить в чистом поле, как животные.
Итак, нам нужно настойчиво стремиться к духовным свершениям, но при этом не отчаиваясь и довольствуясь тем, чего мы достигаем, приложив все силы и все тепло своего сердца. Придут новые, более одаренные, которые продолжат наше дело, но наши усилия не пропадут никогда. Даже наш самый скромный внутренний шаг в сторону Добра в каком-то смысле является шагом всего человечества. Ни один человек не избавлен от ответственности за ход Истории, но, с другой стороны, никто не является хозяином Истории, ее собственником. Все мы должны творить ее понемногу, и лучшее начало — не то, что исходит из преходящих материальных ценностей, а то, что осуществляется на других, менее эфемерных планах сознания, неизбежно находя свое отражение в мире в должное время.
Если каждый день вы преодолеваете в себе хотя бы одно негативное побуждение; если каждый год справляетесь с одним пороком; если каждое десятилетие вам удается совершенствовать свой самоконтроль, — значит, вы творите Историю и своими действиями помогаете не только самим себе, но и всем людям. Даже один человек, который, хотя и не владеет собой в полной мере, но все же умеет вовремя сдерживать свои агрессивные порывы в мыслях, словах и делах, может верно и убедительно объяснить и себе и другим природу нашего поведения; самой жизнью своей доказывает, что человек — это не мыслящее животное, что он принадлежит к другому царству Природы; считает вопросы духа первичными по отношению к вопросам "спящего Духа", или Материи, — такой человей - это островок мира и согласия в океане катаклизмов нашего века, как и любого другого периода времени, подвластного материализму.
Материализм — это деспот, взгромоздившийся на голову миллионам, и все внутренне жаждут избавиться от него, отдают они себе в этом отчет или нет. Материализм продолжает существовать потому, что люди не знают самих себя, свое устройство, Природу. Дайте людям пример настоящей культуры, понимая под культурой знания и их правильное применение, и тогда ваше дело не пропадет.
Простите, что я повторяюсь, но это важнейший вопрос. Перед лицом реальности и необходимости человеческого сосуществования один неграмотный человек, освоивший основы искусства познания себя и самоконтроля, стоит тысяч наших эрудитов в различных областях этого иллюзорного мира, без устали разглагольствующих о философии, о психологии и т. д., но при этом орудующих как простой дворник, который ничего другого не умеет, кроме как подметать, с той лишь разницей, что, вполне вероятно, дворник свою работу делает хорошо. Окажись перед такими "умниками" языки пламени на пожаре, или красивое тело, или гора денег, и вы увидите, как они засуетятся, движимые импульсом желания, без всякого понятия о том, что они обладают "телом желания" и, следовательно, без малейшей попытки и малейшего интереса сдержать это желание или направить его на достижение благородных целей. И тогда — какой смысл в том, что они знают или думают, что знают? Для чего все это?.. Это лишь пыль, сор, шелуха. Мы с такими «специалистами» работать не будем, а если и изучаем их "науки", то лишь для того, чтобы уметь их опровергать. Точно так же извлекают яд из змеиных зубов лишь затем, чтобы сделать из них противоядие и побороть силу самих змей.