Недавно на лекции о «Бхагавадгите», когда обсуждали битву на поле Курукшетра и выбор Арджуны, всплыл вопрос (он, кстати, довольно часто возникает, когда мы изучаем Платона и его теорию идей) о противоречии между добрым и справедливым. Сложный выбор: поступить по-доброму или по справедливости?
Например, по-доброму мне надо бы простить, пожалеть, а по справедливости надо бы ответить, как сейчас говорят, «симметрично» (раньше выражались более образно: око за око…). И хотя в сам момент действия я редко (на самом деле, очень редко) поднимаюсь до философского осмысления темы, подчиняясь, скорее, эмоциям, а не разуму, всегда хотелось хотя бы постфактум понять и разрешить это противоречие, и найти такой образ действия, который сочетает в себе и то, и другое, добрый и справедливый одновременно. Когда такое все же происходило в жизни, возникало очень интересное необычное (больше на уровне интуиции, чем рациональное) ощущение уверенности и правильности пути.
Как я для себя понял, проблема противоречия в том, что обычно называемое мною добрым или справедливым, на самом деле, ими не является. Первое — это скорее мягкость, если не сказать мягкотелость или слабость, нежелание конфликтовать, вникать в суть дела. Второе — скорее желание отомстить, доказать свою силу и значимость, в какой-то степени желание самоутвердиться. И то, и другое, по сути, продиктовано моими сиюминутными эмоциями, а не разумом. Чтобы добраться до настоящей доброты и справедливости, до той высоты, где они становятся одним целым, необходимо большое внутреннее усилие, которое далеко не всегда удается сделать.
P.S.
Интересно, пишу это в файле Гугл, и везде, где встречается фраза «доброе или справедливое» Гугл подчеркнул «или» и предложил заменить его на «и». Молодец, Гугл!