Слушал в Новосибирске лекцию о логотерапии Виктора Франкла. В процессе обсуждения возник вопрос о сравнении идей и подходов современной психологии, в частности, логотерапии, и философии Платона, неоплатоников и других. Эти идеи вечны, мы знаем о них по Сократу, Марку Аврелию, Канту, огромному множеству других, но все они сейчас менее популярны, чем тот же Франкл… Да, нам легче воспринять язык нашего современника, чем философа жившего несколько веков или тысячелетий назад, но мне кажется, дело не только в этом. Вопрос не в идеях, а в смыслах.
Мы читаем диалоги Платона, трактаты Плотина, но наша эпоха не знакома с ними самими, не как «древними философами», а как живыми людьми. Мы не видим их поступков, не видим их в жизни. Мы знакомы с идеями, но нам крайне сложно пережить их смыслы. Сегодня у нас нет непосредственно переживаемой связи с ними. Франкл же именно сегодня имеет учеников, которые работали рядом с ним, учились не только по его книгам, а по его жизни. Они разделяли его опыт и продолжают его опыт.
Мы видим живую связь учителя и ученика. Я думаю, великая заслуга Франкла не в том, что он придумал новые идеи, а в том, что он заново осмыслил вечные идеи. Пережил и понял смысл этих идей, смог передать его своим ученикам. Человеку нужна прежде всего не коллекция самых лучших идей, нужен человек нашедший смысл идей, делающий их из слов реальной жизнью; по сути, нужен учитель. Идею, наверное, можно передать в книге, смыслы можно только прожить и передать непосредственно…
Похоже, именно это я переживал и переживаю в общении со своим учителем.