Оккультизм — это настоящая Наука, имеющая дело с невидимыми вещами, фактами и явлениями, недоступными поверхностному взгляду. Он полон кажущихся парадоксов, для понимания которых требуется тонкое чувство равновесия. Все духовные истины обладают качеством полноты и имеют обличье Януса, которое связано с изначальной дуальностью, заложенной в самой природе вещей: Дух и Материя, познающий и познаваемое, субъект и объект действия.
В начале существует единство, его первое нисхождение проявляется как дуальность. Затем поток жизни последовательно разделяется.
Принцип равновесия и компенсации, проявлением которого является Карма, присутствует везде в Природе. Колебания есть везде, поскольку в Природе всё является движением, но движением вокруг центра равновесия. В самом одностороннем мышлении есть подсознательное или умозрительное равновесие через осознание противоположностей. Наш интеллект воспитан на различиях в количестве и качестве. Каждая категория подразумевает свою противоположность: тепло предполагает холод, что-то может быть длинным по сравнению с коротким, абстрактное соотносится с конкретным. Таким образом, если и не осознанно, то подсознательно мы знаем, что идея множественности является противоположностью единства. Увидев смертное, все мы неосознанно предполагаем возможность существования бессмертного. Определяя объекты, находящиеся в поле нашего восприятия, мы мыслим и том абстрактном, что неопределяемо или о неопределимости. Подобным образом осознание пространства и времени заставляет нас сделать «скачок» к тому, что мы называем сознанием вне или за пределами пространства и времени, даже если не можем этого помыслить. Когда мы думаем о сопротивлении, мы постулируем нечто, что не встречает никакого сопротивления, то есть может двигаться везде, или вездесуще. Так от различных свойств материи мы переходим к Духу.
Итак, постулируем ли мы эти противоположности потому, что у нас есть реальная или правдоподобная причина предполагать их существование, находящаяся в Природе, или это происходит из-за нашего категоричного или раздвоенного ума? Один из ответов на этот вопрос в том, что оба объяснения верны. Вселенная возникает из игры тех же сил, что и наш ум. В обоих есть категории и в обоих есть противоположности. Одна из противоположностей может быть в ином мире, не воспринимаемая ясно, но ощущаемая, и тем не менее она есть.
Противоположности взаимодополняемы; эта истина вытекает из гипотезы единства. Если из числа 1 выделить дробь 3/7, останется 4/7. Три и четыре имеют разное значение и действие в устроении Природы, но 3/7 и 4/7 составляют единство. Мы видим этот дуализм не только в философии, между субъектом и объектом, но во всей Природе: мужчина и женщина, ночь и день, причина и следствие; а также в обычной человеческой жизни. Противоположности начинаются с отношения обособленности, затем переходят к конфликту, результатом которого является господство одного и восстание другого, и, в конечном счете, заканчиваются совершенным равновесием свободного сотрудничества. Мы видим это в различных отношениях. Свободное со-трудничество — это отношения, в которых каждый сохраняет свою индивидуальность в бытии и действии.
Существуют взаимодополняющие фазы Единого Существования на высшем уровне: Бытие и Действие, Существование и Энергия, или Шива и Шакти. Процесс Становления, источником и синтезирующим итогом которого является Единство, и вневременное Бытие, которое едино со своей Энергией, — это опять-таки противоположности; возможно, что если мы сумеем установить связь между Временем и Вневременным, они сольются воедино. Эволюция и вечность — это, вероятно, дуальность, которая коренится в изначальном единстве.
В области этики, социальной и политической организации, а также психологии всякая добродетель, всякая истина неполна в том смысле, что существует дополняющая её добродетель или истина. Выражение: «Убей честолюбие. И трудись, как трудятся честолюбцы» и другие подобные афоризмы из «Света на Пути» выявляют эту взаимодополняемость. Каждого по отдельности недостаточно. Легко быть энергичным честолюбцу, чтобы блистать, легко важничать, опираясь на внутреннее тщеславие, но тяжело действовать в состоянии отрешенности или самоотречения, исходя из совершенно чистых и бескорыстных мотивов. Подлинный художник, который трудится, движимый любовью к своему делу, может быть более укоренённым на правильном пути, как говорит та же книга, чем оккультист, который только расширяет пределы своего опыта и желаний. Мотивы очень тонки и, в конечном счёте, определяют последствия. «Убивая» желание плодов (действия), можно прийти к бездействию. Опять-таки, что верно с точки зрения теософа — социализм или индивидуализм? (Я не буду говорить «капитализм», ведь капитал — всего лишь неодушевлённое накопление). Истина есть и в том, и в другом. Так же обстоят дела с монизмом и дуализмом.
Истинный теософ — тот, кто избегает всех «измов», ибо каждый «изм» прикрывает пустоту. Почти все западные философские системы постклассического периода, поскольку все они чисто интеллектуальны, это «измы». Часто это «растягивание» одной идеи (или иногда двух связанных идей), чтобы объяснить многое, что она не может должным образом охватить.
Владыка Будда проповедовал Срединный путь, то есть путь совершенного равновесия в поведении человека. Золотой середине как пути добродетели учили и в Греции. На практике это самое трудное, но математически даёт максимальный результат, потому что позволяет избежать задержек и противодействия. Обычно одна реакция вызывает другую, маятник продолжает раскачиваться. Когда мы находимся в равновесии, то наименьшая трата энергии даёт наибольшее продвижение. Двигаться к избытку легче, чем остановиться у нужного предела, предела правильного действия. Мы движемся к избытку, потому что честолюбиво стремимся к достижению результатов, или испытывая жажду ощущений, что вызывает в нас определённая деятельность, или под действием явного импульса, который является бессознательной склонностью продлить существующее ощущение.
Когда мы говорим о необходимости самопознания, то никакого «себя» не существует вне или отдельно от «другого». Мы не можем «прикоснуться» к субъекту (нашим сознанием, конечно), кроме как во взаимосвязи с объектом. Таким образом, действие объекта состоит в том, чтобы создать или, скорее, пролить свет на природу субъекта.
Один из Семи Лучей, или характерных качеств, на которые была разделена вся Жизнь, иногда описывают как Луч Противоположностей. Каждый Луч — это один способ (среди прочих) понимания вселенского процесса, потому что каждый активен на протяжении всего этого процесса. На ранних стадиях игра противоположностей порождает конфликт, например, между разумом и эмоциями; потом она приводит к гармонии, равновесию совершенного андрогина. Но на каждом Луче должны проявиться достоинства всех; следовательно, среди других качеств, и равновесие, которое рождается из видения противоположных точек зрения, и из действия, которое не ошибается ни в какую сторону.
Всеохватывающая сопричастность создаёт равновесие. Такое равновесие, которое исправляет любую форму односторонности, возникает, когда мы оцениваем качества любой вещи и человека самих по себе, избегая сравнения с другими, определяющего оценку. Если вы откроетесь к пониманию всего, с чем сталкивает вас жизнь, без сопротивления и воспринимая всё как друга, который пришёл рассказать свою историю, жизнь разовьёт в вас целостность — идеальный синтез всего нужного опыта. В конечном счёте, вы не можете быть кем-то ещё, кроме самого себя. Все претенциозные формы должны быть рано или поздно разрушены. Когда вы станете чувствительными к умелым прикосновениям Природы, этим оттенкам жизни, то, завершив «черновую отделку», она раскроет ваше врождённое очарование, смешанное и сочетающееся со своим собственным.
Глава из книги «Интересы человека»
Перевод: Наталья Радченко. Редакция: Леонид Мебель.